г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Импилахти

Импилахти
Импилахти, поселок городского типа в Питкярантском районе. Расположен на северном побережье Ладожского озера. Ж.-д. станция.
Поселок Импилахти – бывший финляндский волостной центр. Он имеет статус "исторического населенного места" с финской планировочной структурой. В поселке сохранились архитектурные памятники: здание банка, дом священника и его летняя резиденция, некоторые исторические жилые дома, а также мемориальное кладбище финских войнов, погибших в войнах 1939 – 1940 и 1911 – 1944 гг.

Наиболее ранние сведения об Импилахти относятся к XVI веку. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года в описании Никольского Сердовольского погоста упоминаются следующие населённые пункты в районе нынешнего посёлка: «деревня Имбилакша на Инбинском наволоке у Ладожского озера в лахте» (3 двора) — в Островской переваре; «деревня Имбилакша ж над Лахтою» (1 двор) — в Островской переваре; «деревня Гунушково на Инбинском наволоке» (4 двора) — в Арендежской переваре; «деревня Инбилакша» (2 двора) — в Кересюрской переваре; «деревня на Имбильском наволоке» (4 двора) — в Ундояльской переваре; «деревня Имбилакша у Ладожского озера в Лахте» (1 двор). Первые пять деревень на момент описания принадлежали корельскому наместнику. Последняя относилась к владениям Валаамского монастыря. Немного раньше 1589 года уже существовал Импилахтинский православный приход. В начале XVII в. в Импилахти построена церковь, которая располагалась на холме Каммонен. К Импилахтинскому погосту принадлежали два храма, один из которых в Кителя существовал с 1686 г.
В 1617 году Импилахти вместе с остальной территорией Корельского уезда вошло в состав Швеции. Во время Шведского правления во второй половине XVII в. начался новый этап развития в Импилахти. С Запада пришли новые жители из различных слоев, уровень образования которых был низким. Со шведами пришло как понятие о лютеранстве, так и об образовании. Народ пытались приобщить к чтению, но бестолковые люди не принимали этого, и когда после окончания богослужения пытались выяснить степень познаний толпа устраивала затор в дверях. Тем не менее, уже 1680 г. распространялись знания, и часть жителей владела грамотой. Препятствием к просвещению была одна беда – среди жителей сильно развито было пьянство. Хмель же выращивали сами. В Импилахтинском приходе центральное место занимает Рантусская церковь. В 1614 г. Импилахтинский приход упоминается в составе Сустаймского поселения, а в 1638 г. в составе Сустаймского погоста. В 1643 г. в Импилахти был свой священник Василий Рухконен. Еще с 1671 г. в судебной книге упоминалось о существовании в Импилахти православного священника и дьяконского места. В те времена они вынуждены были часто обращаться к жителям за пожертвованиями. Часто хозяйственные доходы этих мест были под сокращением, и так за вторую половину столетия положение православного прихода резко ухудшилось.
 
В 1721 году по Ништадтскому мирному договору посёлок вновь был передан в состав России. С 1744 года — в составе Выборгской губернии, которая в 1811 году стала частью Великого княжества Финляндского. В 1870 в городе была открыта школа. С 1873 действовал лесопильный завод . В 1932 была окончена железная дорога Ляскеля - Питкяранта; она прошла в трех километрах от церкви (не сохранилась). С 1917 года Импилахти — в составе независимой Финляндии. После окончания советско-финляндской войны посёлок был передан Советскому Союзу и 9 июля 1940 года вошёл в состав Питкярантского района Карело-Финской ССР. В период Великой Отечественной войны с июля 1941 года по сентябрь 1944 года населённый пункт был занят финскими войсками. Указом Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР от 30 декабря 1944 года Импилахти был отнесён к категории рабочих посёлков; в 1991 году вновь преобразован в сельский населённый пункт. С 23 мая 1957 года входил в состав Сортавальского района (с 1 февраля 1963 года по 12 января 1965 года — Приладожского сельского района), с 30 декабря 1966 года — вновь в составе Питкярантского района.
На территории волости Импилахти проходила граница западных и восточных традиций организации сельских поселений, строительства крестьянских усадеб, традиционного жилища и хозяйственных построек. В течение многих веков более старая, перенявшая некоторые черты восточно-карельской традиции строительства, культура проживания, слилась с культурой принесенной новыми жителями, и наоборот. Карельские обычаи поселений повлияли на возникновение компактных деревень, которые находились возле водоемов и дорог. Под влиянием переселенцев из Саво поселения стали более разбросанными и стали наступать на ранее не заселенные территории. В волости Импилахти восточные черты присутствовали еще в 30-е годы XX века в структуре береговой линии деревни Койриноя. Деревня протянулась вдоль берега залива, и торцы домов были направлены на залив, что является самой значительной и характерной чертой старых карельских деревень в Восточной Карелии.

Новый
туристский портал

Перейти