По писцовым книгам XV в. эти земли принадлежали боярыне Марфе Борецкой, более известной под именем Марфы Посадницы. В 1478 г. вместе со всей Новгородской феодальной республикой вошло в состав Русского государства. В XV – XVI вв. село уже было приписано к Соловецкому монастырю, где последний имел так называемые усолья (солеварные промыслы). Соль из Беломорья продавалась по всей Руси и имела даже свое название – "поморка".
Особую известность село Нюхча получило в петровскую эпоху. Для переброски войск и флота в Балтийское море во время Северной войны (1700 – 1721) за неимением водного пути в 1702 г. была построена сухопутная дорога. Под руководством сержанта – преображенца Михаила Щепотьева 5 тысяч местных жителей валили деревья, прокладывали просеку шириной в 3 сажени (6,4 м), сооружали бревенчатый настил, строили мосты. За 1,5 месяца дорога была построена. В августе Щепотьев писал Петру: “Известую тебе, государь, дорога готова”. 16 августа началось передвижение войск и двух фрегатов “Святой дух” и “Курьер”. Каждый из фрегатов тянули по 100 лошадей и 100 человек. За 10 дней войск прошли весь путь от Вардегоры до Повенца длиной в 170 верст (180,2 км).
Поставленная задача была решена. После Северной войны дорога потеряла свое значение и опустела. Эта дорога впоследствии получила название "Осударевой дороги", а местные жители стали называться “кафтанниками”. По преданию, один из местных рыбаков спас во время шторма военный корабль, за что царь Петр в знак милости и уважения подарил ему кафтан с собственного плеча. Интересно, что “Осударева дорога” – первая государственная дорога в республике Карелия.
Основание села Нюхча (Исполнитель: Карманова Августа Андреевна,1895 г.р., записано в с. Нюхча, 1969 г.)
«Ведь у нас все беженцы селились. Наш народ из новгородцев, бежали от казначеев да из солдатчины. Нюхча была раньше на Верхнем острову, дальше от моря. А эта деревня сгорела. Мы пахали, так головни выпахивали ...Потом вниз стали строиться. Когда деревня стала строиться, церковь двенадцатиглавую поставили от монастыря. А потом она сгорела от печки, не при моей памяти.
Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г. Шифры архивов: НА 135/131. Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион / Изд. подгот. Н.А. Криничная. Л., 1978. С. 47.