г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Авдеево

Авдеево
Село Авдеево расположено в западной части Восточного Обонежья на расстоянии 20 км к северу от поселка Шальский и является одним из крупных поселений прошлых столетий. В ее составе к середине XIX века насчитывалось 20 деревень: Авдеево (Авдеевская) , Воробьево (Воробьева, Воробьевская), Загубье (Против погоста Загубская, Загубовская, Губская), Мелентьево (Мелентьева, Мелентьевская), Октябрьская-Ручей (Ручьва, Ручьева, Ручьевская), Келаревская (Киларевская, Киларева - ныне утрачена), Тарасогорская (Тарасино Поле, Тарасина Гора), Ананьино (Ананьина, Ананьево, Ананьинская), Ергачевская (ныне утрачена), Климово (Климова, Климовская), Михалева (Михалевская, Заполье - ныне утрачена), Алексеево (Алексеевская), Кильпога (Кильповская), Маткажа (Матканская), Ледино (Лядинская, Лядина), Ижгора (Иж-гора, Ижгорская), Бураково (Буракова, Бураковская), Новинка (Новинская, Погост Купецкий), Погост , Носок и Кисляково (Кислякова, Кисляковская).
 
 История Купецкого погоста оказывается очень глубокой. Во-первых, из "Обводной книги Юрьева монастыря 1391 г.", известно, что к этому времени уже существовала "из великаго Новаграда Юрьева монастыря вотчина возли Онига озира …", в которой значились: "… Спаской погост Шальской да Никольской Пудожской выставок, волости тех же погостов Негыжиимская, и Отаозирская, и Купинская, и на Карбоозери", и что на описание "крестьянских их пашенных и не пашенных земель и всяких угодей, и рыбных ловель, и бору, и мхов, и поверстнаго лису той земли" были составлены специальные "межевые обводные книги" .
 В этой же "Обводной книге" значилось, что "пойдет межа … Шалой рекой верх до устья Ялгонды (ныне поселок Колово) … до великаго каменя, да тут у великаго каменя сошлись три межы: межа Великаго князя крестьян Кузаранцев (водлозеров), а другая межа Великаго кн[язя] крестьян, да Юрьева монастыря крестьян Шальскаго погоста Купецкия волости, да третья межа Муромскаго и Пальостровскаго монастыря крестьян Унойские волости по правую руку вода и земля Великаго князя да Юрьева монастыря, а по левую руку вода и земля Муромскаго монастыря и Пальостровскаго монастыря крестьян" . А из архивных документов, собранных иеромонахом Юрьева монастыря Валентином (Ключаревым), известно, что в перечне "Олонецких вотчин" этого монастыря в конце XVI века в составе "Шальского погоста" упоминалась "Купецкая волость с деревнями: Авдеево, Воробьево, Мелентьевская, Бураковская, Лядинская, Ижгорская, Губская и Тарасина гора".
 
Роль композиционного центра Авдеевской групповой системы выполняла деревня Погост, расположенная на мысу в юго-восточной части озера Купецкого. По сведениям из писцовой книги 1628 года известно, что в "Купецкой волостке" была церковь "во имя Георгия Победоносца", стоявшая "у часовни", и служили в ней "поп Арист Миронов, дьячек Кирилко Кирилов и пономарь Фомка Иванов".
 
В 1843 год в 17 деревнях Авдеевского поселения (из числа упомянутых выше 21) отсутствовали только деревни Тарасогорская и Ергачевская, появившиеся, очевидно, во второй половине XIX века, и деревни Погост и Носок, образованные в начале XX века) насчитывалось 50 риг, 2 водяные мельницы и 137 крестьянских дворов с населением в 1029 человек (504 мужчины и 525 женщин), имевших 238 лошадей, 698 коров и 695 овец.
 
Историческая дохристианская доминанта этих мест – священная роща около деревни Авдеевской, упомянутая в работе этнографа Н.Н.Харузина, опубликованной в конце XIX века. "Как бы то ни было и каково бы ни было происхождение священных рощ в Пудожском уезде", - писал Н.Н.Харузин, - "во всех них, как в тех, которыя уже стоят века, так и в тех, которыя посажены сравнительно недавно, кроется несомненная языческая подкладка далекаго от нас цикла верований, взгляд на Святаго далеко отстоящий от взгляда христианскаго". "Поэтому", - отмечал далее исследователь, - "если та или иная роща и не является, быть может, непосредственным потомком лесного святилища языческих насельников уезда, все-таки в основании своем она имеет одинаковое с языческими рощами происхождение, родственна с ними, если так можно выразиться, по духу, по той идее, которая кроется в факте существования этих священных рощ".
 
Наконец, о древности поселений Авдеевской группы свидетельствуют и другие верования и предания, в том числе еще в конце XIX века "пир, устраиваемый на озере Купецком у часовни св. Макария". В пиршестве, устраиваемом в день памяти св. Макария, который, кстати сказать, считается здесь покровителем стад – ясны следы жертвоприношения по обету отдельных семейств. Если случится с кем-либо болезнь или другое какое-нибудь несчастие, падающее либо на одного из членов семьи, либо на всю семью, то страдающие обещают - "завичают" св. Макарию барана", которого и приносят в жертву в день памяти святого Макария, а "завещавшие" угощяют "жертвой" (приготовленным из барана мясом) всех желающих . Обычай этот явно восходит к более древним временам - к периоду существования в Пудожском крае крупных патриархальных крестьянских семей.
 
 Другим интересным обычаем, существовавшим ранее в окрестностях Купецкого озера, были "гулянки", устраивавшиеся "на Петров день у деревни Ананьево" под "святой" сосной, которая по народному преданию выросла из косы, захороненной здесь некогда "панской сестры" . Судя, по всему, эта традиция имеет еще более глубокие исторические корни, поскольку на территории Карелии сохранилось много так называемых "литовских" курганов, могил и сопок, в которых, по преданиям зарыты польско-литовские интервенты, убитые крестьянами в Смутное время 1612-1614 годов.

Новый
туристский портал

Перейти