г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Гостьнаволок

Гостьнаволок
Д. Гостьнаволок. (нежилая) Поселение расположено на южной оконечности одноименного полуострова, что к северу от пролива Коскосалма и от бывшей деревни Рахкойла. Название Гость-наволок восходит к числу населенных пунктов, имеющих старорусское (новгородское) происхождение. Означает оно «Купеческий мыс». В народном говоре водлозеров Гость-наволок иногда произноситься как Гоев-наволок. В преданиях водлозеров Гость-наволок выделяется особо. Считается, что основателем ее стал не простой крестьянин, а человек зажиточный, переселившийся на берега Водлозера из самого Великого Новгорода под видом купца или, как тогда говорили, «торгового гостя». Отсюда, якобы, и пошло название этой деревни. Как назывался тот наволок, на котором основался новгородский «гость», в преданиях, к сожалению, не указывается. Предание, записанное автором, гласит, что настоящим новгородским купцом он не был, а был всего лишь приказчиком, управлявшим от имени купца его торговыми операциями. И привела его в эти края не внезапно вспыхнувшая любовь к этим краям, и даже не любовь земная, а попытка укрыться в местной глуши от совершенного им преступления. Согласно преданию, приказчик позарился на деньги своего хозяина, убил его темной ночью, и был таков. Зарывать деньги в кубышку он не стал, видимо, очень уж привык пускать деньги в оборот. На эти деньги приказчик закупил скот и раздал его, как сейчас бы сказали, в аренду местным жителям. Для переработки большего количества молока, в счет уплаты за аренду, он нанял батраков, построил сыродельни, как в Гость-наволоке, так и на Илексе – в Усть-Илексе, на Лопин-наволоке, на острове Карельском и в Подсиговце. Сыр там выделывали не современного типа, а традиционный, деревенский. Для этого творог отжимали, высушивали на противнях в печи и подсаливали, чтобы не портился. Рынок сбыта был неограниченным, поскольку в Поморье тогда царил настоящий солеваренный бум, и надо было чем-то кормить большое число наемных работников Соловецкого монастыря. Столь активная хозяйственная деятельность не осталась незамеченной из Новгорода. Приказчик был изобличен, закован в кандалы и отправлен на расправу в метрополию. Картина того, как конфискованных коров гнали в Новгород по льду заснеженного Водлозера, врезалась на века в историческую память водлозеров. Коровы шли одна за другой по проторенной в снегу тропе. Когда передовое животное поравнялось с Канзанаволоком, в Гость-наволоке только-только ступила на лед озера последняя коровенка. После ареста новгородского приказчика поселения на месте его сыроделен в нижнем течении Илексы запустели. Остались ли потомки новгородского «гостя» проживать в Гость-наволоке, наши информанты нам сообщить не смогли. Этнографа же Н.Н. Харузина в 1878 году жители Гость-наволока уверяли, что они и есть потомки того самого «новгородского гостя».
Еще раз в истории Водлозерья жители Гость-наволока «отличились» в 1620-х годах, когда будущий основатель Юрьевогорского монастыря, Диодор Юрьевогорский (в постриге он носил имя Дамиана), подыскивал уединенное место для своей обители. В народном предании это реальное событие выросло в событие Вселенского масштаба, от чего оно и называлось: «О том, как Иисус (вариант – Боженька) ходил по Водлозеру». При этом реальную историческую канву события предание отразило неплохо, хоть и донесло до наших дней с фантастическими подробностями. Согласно преданию, будущий святой Русской Православной церкви переплыл Водлозеро на большом камне с изображением креста, который и сейчас еще можно видеть на берегу у деревни Коскосалма. Жители Коскосалмы встретили его приветливо, накормили, предоставили ночлег, но в просьбе выделить землю для монашеской обители отказали. Опасались, наверное, что вслед за ним придут другие монахи, начнут претендовать на земли крестьян и на рыбные тони в Водлозере. Место около Гость-наволока монаху понравилось еще больше, чем у Кевасалмы. Но жители Гость-наволока встретили его враждебно, выставили старца из деревни довольно грубо, даже не накормили его, хотя угостить, чем Бог послал, «дорожного человека» их обязывала общая для всех народов Русского Севера старинная традиция. Хорошо еще, что не избили, как это сделали с ним крестьяне на Кенозере. Старец обиды не показал, но произнес свои крылатые слова в отношении деревни Гость-наволок, известные и ныне каждому пожилому водлозеру: «Быть же сему месту святу не пусту и не богату». Затем, якобы, встал на валун на берегу озера («след» от его ноги на этом камне потом еще долго показывали приезжим в качестве «доказательств» реального пребывания старца в Гость-наволоке), и, словно кудесник, улетел по воздуху на озеро Монастырское. Слова старца оказались поистине пророческими, жизнь людей в этой деревне и впрямь, редко когда была завидной.
Первое реальное упоминание о Гость-наволоке содержится в Писцовой книге Обонежской пятины за 1563 год. «Сотная грамота» 1569 года не содержит прямого упоминания о Гость-наволоке, но с большой долей вероятности эту деревню можно «вычислить» среди упомянутых в ней поселений. Скорее всего, это деревня Рузовская на Водло ж озери на Пом наволоке. Если так назывался когда-то мыс, на котором потом возникла и существовала деревня Гость-наволок, то наша реконструкция абсолютно верна. В «Ландратских книгах» 1719-1725 годов тоже нет деревни Гость-наволок, но на ее месте указана деревня Корнилов В 1861-1864 года, жителям Гость-наволока пришлось продать почти весь скот. Поляков на всю деревню застал лишь 1 лошадь и ни одной коровы. Впрочем, от Полякова истинные сведения крестьяне тщательно скрывали, а вот скрытие сведений от администрации стоило бы им уголовного преследования. Часовенным праздником в Гость-наволоке был Михайлов день – 19.09 н. ст. Старая часовня не сохранилась до наших дней. В настоящее время, как бы ради извинения за провинность перед Диодором Юрьвогорским, в Гость-наволоке заново отстроена церковь, посвященная этому святому на спонсорские средства, а иконостас в церкви безвозмездно расписан известными российскими художниками Грецкими. На месте деревни имеется прекрасный гостевой дом, а также некоторые постройки, необходимые для индустрии туризма. (По материалам научного отдела национального парка "Водлозерский")

Новый
туристский портал

Перейти