Авторы текста - Вахрамеева Т.И., Кургузова Е.Е..
До наших дней в Заонежье сохранилось немало памятников народного храмового зодчества, говорящих о художественном таланте наших далеких предков. Богоявленская церковь в селе Челмужи - один из них. Более трех с половиной столетий возвышается она на песчаном, открытом всем ветрам берегу Повенецкого залива и как своеобразный маяк издалека просматривается с водных просторов озера.
История Чeлмужской церкви тесно переплетается с определенными событиями, происходившими в Русском государстве в конце XVI - начале XVII веков, с именами ряда политических деятелей того времени. Так, в Георгиевский погост, что в 15 верстах от Челмужей, пришедшим к власти Борисом Годуновым была заточена по подозрению в заговоре против него княгиня Романова, мять будущего царя Михаила, постриженная в монахини под именем Марфы. В изгнании ей всяческие услуги оказывал местный священник Ермолай Герасимов, за что потом царем Михаилом Федоровичем (сыном Марфы) ему была пожалована по обельной грамоте вотчина в Челмужском погосте с крестьянами, а его потомки на все времена были освобождены от всяческих государственных податей и повинностей. За ними на долгое время сохранилось в память о тех событиях звание "бояр".
В 1605 году, по преданию, помилованная Василием Шуйским заточница по обету заложила в селе Челмужи церковь и нарекла ее "Богоявленской", в благодарность за чудо своего спасения.
Однако в архивах имеются материалы, указывающие на 1577 год, как на дату постройки храма, Кроме того, в его алтаре ранее находились два резных креста. На лицевой стороне одного из них стояла дата - 1577 год, на лицевой стороне другого - 1605 год. Поэтому наиболее вероятно предположение, подтвержденное и натурными исследованиями здания, что первоначально, в 1577 году, в Челмужском погосте был поставлен клетский храм, небольшой, перекрытый простой двускатной крышей, представлявший собой один из наиболее древних типов церквей, прообразом для которых являлась обычная жилая клеть, рубленная из бревен.
В 1605 году Богоявленская церковь была, очевидно, перестроена на пожертвования бывшей инокини Марфы. Церковь получила более выразительный высотный силуэт благодаря надстройке над четвериком собственно церковного помещения и частично трапезной невысокого восьмерика, увенчанного шатровым покрытием с крупной луковичной главкой.
По-видимому, Челмужская церковь была одной из первых, где применили подобный конструктивный прием - "восьмерик на четверике", о чем можно судить по недостаточной логичности здесь этого решения: не было создано традиционного в последующих постройках такого тина конструктивно связанного и зрительно единого основного высотного столпа церкви, так как надстройка центральной осью попадает на поперечную стену, разделяющую трапезную и помещения для служб. Таким образом, между объемной и планировочной структурами сооружения возникло некоторое несоответствие, что для народного деревянного зодчества малохарактерно.
После этой реконструкции начала XVII века церковь получила двухосную композицию. Вертикальная ось определилась с надстройкой шатрового верха, горизонтальная ось создавалась протяженным объемом трапезной и сеней. Строгими монументальными очертаниями храм стал подобен сторожевой башне деревянной крепости.
Размеры трапезной, ее значительный объем непосредственно обусловлены особенностями социальной жизни того времени. После падения в XV веке Новгородской боярской республики ее земли перешли к Московскому централизованному государству, крестьяне получили относительную свободу. Возникли благоприятные условия для земского самоуправления, активиция которого приходится как раз на время строительства Челмужского храма - на рубеж XVI — XVII веков. В этот период роль общественных центров сел стали играть церковные трапезные. Здесь со всей округи собирался на сходки народ, для чего эти помещения рубили по возможности более вместительными. Трапезная Богоявленской церкви по площади превышала основное помещение, а вдоль стен ее были гостеприимно установлены широкие дощатые лавки на резных ножках-опорах.
Одна любопытная деталь. В архивах Повенецкого Петропавловского собора есть запись, что церковь Челмужского погоста "построена тщанием прихожан в 1778 году, в которой престолов два: в настоящей холодной - Богоявление господне и в приделе теплом - Во имя святых первоверховников Петра и Павла". А в делах Повенецкого земского управления строительство церкви датировано 1605 годом. Чем же объяснить противоречие двух исторических документов?
Очевидно, в конце XVIII века постройку вторично реконструировали, что подтверждается рядом архитектурно-конструктивных особенностей, - надстроили трапезную, над сенями поставили шатровую колокольню-звонницу, растесали оконные и дверные проемы. Вход перенесли с западного торца на северную сторону сеней, а на месте прежнего крыльца сделали галерейку, перекрытую двускатной кровлей. Тогда же в трапезной, отапливаемой печами, был устроен второй престол. А в те времена освящение престола рассматривалось как основание нового храма. Отсюда второе название церкви - Петропавловская.
Все эти перестройки отразились на художественном облике сооружения, оно потеряло строгость и уравновешенность из-за масштабного и стилистического несоответствия лаконичного и монументального основного объема памятника и слишком мелкой по своим членениям колокольни.
После этого в церкви долгое время не проводилось серьезных ремонтных работ. Лишь в 1844 году сруб ее обшивают тесом. При этом обшивка закрывает только нижнюю часть - четверик здания.
Возникновение в конце XIX века среди русской прогрессивной общественности повышенного внимания и интереса к памятникам народной культуры способствовало проведению широких обследований русских земель с целью выявления памятников архитектуры, их изучения и определения общего состояния. Челмужская церковь, по данным императорской археологической комиссии, к началу XX века имела значительные разрушения. Из-за загнивания древесины постройки произошла ее неравномерная осадка, искривились потолок и пол.
Связь строительной истории Богоявленской церкви в селе Челмужи с именем Марфы Романовой оказала влияние на то, что к трехсотлетию дома Романовых архитектор Милеев получил государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы "сильно обветшавшего храма". В 1913 году они были в основном выполнены. Под здание подвели бутовые фундаменты — пример внедрения первых инженерных решений в реставрационной практике (ранее церковь стояла прямо на грунте, с прокладкой по углам валунов). Были заменены сгнившие венцы трапезной и сеней, перебраны полы, отремонтированы все потолки и крыши, заново выполнена обшивка. Милеев восстановил первоначальное решение входа - по оси сооружения, что безусловно больше отвечало общему композиционному замыслу.
Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила в непосредственной близости от Челмуж. Так как церковь, возвышавшаяся над общей застройкой села, служила ориентиром для дальнобойной артиллерии противника, было принято решение разобрать шатер и колокольню.
После окончания войны наряду с восстановлением народного хозяйства нашей страны начались значительные работы и по восстановлению памятников национальной культуры. В 1950-х годах по проекту архитектора В.В.Гнедовского осуществили ремонтно-реставрационные работы Челмужской церкви, в основном возвратившие памятнику облик, сложившийся в процессе реставрации 1913 года, за исключением некоторых высотных параметров. Восьмерик храмового столпа ошибочно занижен на 3 венца и срублен без повалов. Что касается колокольни, то она в процессе реставрации потеряла шесть венцов по высоте.
В это же время были отремонтированы кровли над алтарем и трапезной и перебрано крыльцо. Двускатные кровли выполнены из теса. Главки над шатрами покрыты осиновым лемехом с городковой порезкой, форма которого способствует быстрому и хорошему стеканию влаги с покрытия. Такую же форму городка имеет нижний обрез небольшого бочечного покрытия алтаря. Восстановлены резные причелины и полотенца по торцам кровель. Помимо декоративной функции, они выполняют определенную конструктивную задачу - защищают торцы слег от атмосферных воздействий.
Повторена резьба столбов звонницы, несущих шатер, в виде широко распространенного в Заонежье мотива стилизованных кувшинчиков. Оригинальна порезка столбиков крыльца (она сохранилась по крайней мере с прошлого века): два кувшинообразных симметричны элемента, разделенных розетками с вписанными в них четырехконечными крестами.
Композиция интерьера Богоявленской церкви построена по анфиладному принципу. Все помещения в плане расположены по одной оси и образуют вытянутый прямоугольник размером 7 х 18 метров. Капитальными бревенчатыми стенами разделены только сени и трапезная, а алтарь и помещение с собственно церкви - иконостасом (архаичный прием решения церковного помещения).
Эффект психологического воздействия на посетителя, выражающийся в нарастании эмоциональной нагрузки, усиливается благодаря движению «на свет», от плохо освещенных и низких сеней (высотой 2,35 м) - к трапезной, относительно светлой и высокой (ее высота 2,78 м). И, наконец, идет двусветное помещение собственно церкви высотой 4,15 м, композиционным центром которого являлся иконостас.
Сохранились лишь следы врубок старого иконостаса. Он состоял из трех ярусов, разделенных тяблами-брусьями-полками, на которые устанавливались иконы. Тябла были расписаны стилизованным растительным орнаментом из чередующихся восьмилепестковых цветов по светло-охристому фону, лепестки через один окрашены зеленью и охрой. Весь орнамент оконтурен черной линией (часть тябл хранится в Карельском музее изобразительных искусств.)
Все иконы старого иконостаса в 1963 году вывезены экспедицией Карельского музея изобразительных искусств, где и сейчас хранятся в запасниках. Нижний ярус иконостаса составляли иконы "местного" ряда с изображением святых, наиболее почитаемых в Заонежье, второй - "деисусный" ("деисус" в переводе с греческого - "моление", "прошение") - был представлен иконами с фигурами святых и ангелов, ходатайствующих перед Христом за род людской. Третий - "пророческий" - состоял из двухрядных икон с изображением пророков вверху и праздников внизу. Таким образом, иконостас в целом имел каноническую структуру. Из живописи первого яруса сохранились две иконы XVIII века - "Деяния апостолов Петра и Иоанна" в 12 клеймах и "Распятие". Деисусный ряд - второй ярус - представлен 12 иконами начала XVII века, третий ярус - 12 двурядными иконами ХVII - XVIII веков.
Встреча с таким памятником, как Богоявленская церковь в селе Челмужи, не может оставить человека равнодушным. Его судьба - это живая история, история людей, живших за много лет до нас, история государства, история строительного искусства. Патина времени покрыла сруб, тес кровель, лемех глав, но это только усилило привлекательность Челмужской церкви. Четвертое измерение архитектуры - время - обогатило художественный облик сооружения.