Родник "Три Ивана" находится в Медвежьегорском районе на Заонежском полуострове, в 6 км от деревни Черкасы в урочище "Иваны". На картах он не обозначен.
Источник издавна известен в народе как целебный. Родник восходящий, располагается у подножия возвышенности. Вода пресная, без вкуса, запаха и осадка. Величина минерализации колеблется в течение года от 60 до 90 мг/л, состав гидрокарбонатный, магниево-кальциевый.
Пресноводный источник "Три Ивана" не имеет аналогов в бальнеологической практике. Широко известны случаи излечения его водой желудочно-кишечных и кожных заболеваний, атрофических язв и ожогов. Клиническими наблюдениями республиканского кожно-венерологического диспансера установлено благотворное влияние воды при лечении экземы.
Когда-то на роднике стояла часовенка, украшенная полотенцами с заонежской вышивкой. На месте старой часовни народный умелец, покойный Николай Воробьев, по просьбе бывшего председателя райсовета Николая Савватина срубил новую часовню. Она сейчас и охраняет источник.
ГУ "Информационный туристский центр РК" благодарит за предоставленные фотографии Федорову Марину Юрьевну.
Ниже представлен документ, обрнаруженный Иваном Костиным в архиве и опубликованном в статье "Раскольники в Заонежье"
Секретно
По Архиву Олонецкой Консистории
По столу Секретному № 76, 1861 г. 9/9
Дело
О Карасозерском колодце, называемом «Иваны».
Началось 5 мая 1861 г. Кончено 7 мая 1861 г.
Сдано в архив на четырех листах.
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Аркадию,
Архиепископу Олонецкому
и Петрозаводскому и разных орденов Кавалеру
Миссионера священника Михаила Дубровского
Рапорт
В бытность мою 1820 ч.февраля сего 1861 года в Карасозерском приходе священник Петр Раевский сказал мне, что в двух верстах от их погоста находится колодец, называемый «Иваны», вода в котором очень хорошая и притом считается священною и целительною, почему много ходит к той воде людей в летнюю пору и бросают в воду деньги. Крестьянин же карасозерский Антон Филипов рассказал мне об этом колодце следующее: «Лет более ста назад жили недалеко от Карасозера два брата, оба Иваны, были они люди богатые, благочестивые и держали старую веру. В то время сделалось принуждение оставить старую веру, стали притеснять и прочее, тех братьев потребовал в Шуньгу какой-то чиновник Самарин. Иваны те, убоясь мучений и не желав оставить старую веру, в Шуньгу не пошли, а затеплили ригачу, помолились Богу и заперли ригачу, где и задохнулись. Когда об этом донесено было Самарину, он приказал везти мертвых Иванов в Шуньгу. Привязали их конскими хвостами и повезли. Лишь только отвезли за две версты от их погоста, как пришло новое приказание – бросить тела. Где остановились, на том месте и похоронили, а усердствующие впоследствии поставили над могилою этою крест. Могила эта постепенно стала как будто бы возвышаться от земли и теперь составляет порядочное возвышение, а из-под возвышения этого показался ключ, образовалось порядочное вместилище чистой воды, которая обошла около возвышения и потекла под гору. Вода эта помогала им в болезнях, и потому время от времени стали многие притекать на это место по обету, стали молиться пред крестом, пить воду и полагать в нее деньги». И время, и фамилия чиновника показывает, что это относится к комиссии Самарина, бывшей в 1439 г. для следствия в Выгорецком раскольническом общежительстве и останавливающейся в Шуньге. Крестьянин дополнил, что в Шуньгу Самарин призывал, как сказывают старики, не одних Иванов, а и многих других, которые жили побогаче, для того, чтобы зять с них. Рассказчик этого православный.
Так как это один из памятников в раскольничестве, служащих очевидно во вред Православию, то считаю долгом донести о нем Вашему Преосвященству и покорнейше просить, не благоугодно ли будет учинить благораспоряжение о приведении в точную известность этого памятника раскола и об ослаблении, по возможности, вредного от него влияния.
Приведенный мне в возможную точность и определенность этот исторический факт может занять
страницу в истории Олонецкого раскола.
Вашего Преосвященства Милостливейшего Архипастыря и Отца
Нижайший послушник Миссионер священник Михаил Дубровский
№34 5 мая 1861 года О Карас(озерском колодце, называемом «Иваны»