Место расположения Валазминского завода в районе Поросозера
Валазминский чугуноплавильный завод находился в Повенецком уезде у порога Валазма на реке Суне в 164 верстах к северо-западу от Петрозаводска 1867 году была проведена завалка камнем Валазминского порога для поднятия уровня воды в реке Суне. В том же году через нее построили деревянный мост на четырех устоях. В 1868 году были возведены основные корпуса завода: доменный с литейным двором, двухэтажный с деревянной башней для цилиндрической воздуходувной машины,которая работала от водяного колеса. Позже в 1883 год колесо было заменено турбиной в 45 лошадиных сил.После постройки 6 углевыжигательных печей к ним был проведен рельсовый путь от пристани вдоль печей к доменному цеху. На территории завода располагались 2 казармы для рабочих, дом управляющего - с флигелем, людской и 4 дома для заводских служащих - с банями, ледником и конюшней, магазин, церковь, церковно-приходская школа, бревенчатая пристань с помостом. Руду из 60 приписанных к заводу озер поставляли местные крестьяне с июня по сентябрь. Добыча руды производилась вручную с плотов с глубины от 1 до 2,5 сажени при помощи железных черпаков, насаженных на 3 и 4-х саженные шесты. Извлеченная руда обжигалась здесь же на берегу, а потом казенными лодками отправлялась к заводу.
Валазминский чугуноплавильный завод находился в Повенецком уезде у порога Валазма на реке Суне в 164 верстах к северо-западу от Петрозаводска 1867 году была проведена завалка камнем Валазминского порога для поднятия уровня воды в реке Суне. В том же году через нее построили деревянный мост на четырех устоях. В 1868 году были возведены основные корпуса завода: доменный с литейным двором, двухэтажный с деревянной башней для цилиндрической воздуходувной машины,которая работала от водяного колеса. Позже в 1883 год колесо было заменено турбиной в 45 лошадиных сил.После постройки 6 углевыжигательных печей к ним был проведен рельсовый путь от пристани вдоль печей к доменному цеху. На территории завода располагались 2 казармы для рабочих, дом управляющего - с флигелем, людской и 4 дома для заводских служащих - с банями, ледником и конюшней, магазин, церковь, церковно-приходская школа, бревенчатая пристань с помостом. Руду из 60 приписанных к заводу озер поставляли местные крестьяне с июня по сентябрь. Добыча руды производилась вручную с плотов с глубины от 1 до 2,5 сажени при помощи железных черпаков, насаженных на 3 и 4-х саженные шесты. Извлеченная руда обжигалась здесь же на берегу, а потом казенными лодками отправлялась к заводу.
В начале 70-х годов 19 века Александровский завод получает большой заказ на изготовление орудий и снарядов для укомплектования Прибалтийских крепостей. И это повлекло увеличение выплавки чугуна, далее последовали заказы военного ведомства в связи с начавшейся русско-турецкой войной (1877-1878).
Кризисные периоды для завода
В 1880 годы. завод оказался в состоянии застоя, а в отдельные годы и упадка.
Сокращение производства на Александровском заводе в начале 80-х гг. привело к снижению производительности Валазминского завода.
В 1881 г. было выплавлено 34,2 тыс. пудов чугуна -минимальная цифра за всю историю завода. Функционировал он не более 6 месяцев в году. Резкое повышение производительности наблюдалось во время войны с Японией. К сожалению, уже в то время печь работала 8-10 месяцев в году из-за отсутствия руды и топлива , да и сказывалась техническая отсталость завода.Завод прекратил свою работу в январе 1908 года, после пожара воздуходувки.
В 1880 годы. завод оказался в состоянии застоя, а в отдельные годы и упадка.
Сокращение производства на Александровском заводе в начале 80-х гг. привело к снижению производительности Валазминского завода.
В 1881 г. было выплавлено 34,2 тыс. пудов чугуна -минимальная цифра за всю историю завода. Функционировал он не более 6 месяцев в году. Резкое повышение производительности наблюдалось во время войны с Японией. К сожалению, уже в то время печь работала 8-10 месяцев в году из-за отсутствия руды и топлива , да и сказывалась техническая отсталость завода.Завод прекратил свою работу в январе 1908 года, после пожара воздуходувки.
Валазминский чугуноплавильный завод находился в ведении Олонецкого горного округа. Во главе завода стоял управитель. Рабочие составляли 32 челодомне и 5 - на вспомогательных работах.В отличие от рабочих крупных промышленных центров, трудившиеся на Валазминском заводе имели земельные участки, им также разрешалось пользоваться заводскими покосами и дровами для отопления. После закрытия завода мастеровые не могли устроиться по специальности, так как к этому времени уже не работали Суоярвский и Кончезерский заводы, поэтому многие из них осели в окрестных деревнях.
До сих пор сохранились основания печей, канал, вырытый вручную. По каналу проходила вода, крутила огромное деревянное колесо, приводящее в движение механизмы завода. По берегу реки можно найти бракованные остатки железного производства, древесный уголь, спёкшиеся конгломераты полуготового чугуна, зелёные стёклышки – результат плавки речного песка...
До сих пор сохранились основания печей, канал, вырытый вручную. По каналу проходила вода, крутила огромное деревянное колесо, приводящее в движение механизмы завода. По берегу реки можно найти бракованные остатки железного производства, древесный уголь, спёкшиеся конгломераты полуготового чугуна, зелёные стёклышки – результат плавки речного песка...