См. также Природный парк "Валаамский архипелаг"
Скит — это одна из форм монашеской жизни. Ее сущность заключается в том, что несколько опытных иноков принимают суровый устав и живут в строго уединенном месте. Помимо скитской формы в монашестве приняты отшельническая и общежительная.
На Валааме исторически сложилось так, что человек, ищущий спасения в отречении от мира, начинает свой путь в монастыре (общежительная форма), затем переходит в скит, а из скита может по благословению настоятеля уйти в "пустынь", стать отшельником.
Никольский скит (1,5 км от монастырской усадьбы)
Никольский скит – один из красивейших скитов Валаама - находится в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря на маленьком одноименном островке. Когда теплоходы, приходящие на остров из г.Сортавала и Приозерска, проплывают между скалистыми берегами Скитского и Никольского островов, Никольский скит с его живописной церковью открывается пассажирам во всей своей красе слева по курсу.
Добраться с острова Валаама на Никольский остров можно по дороге, проложенной в конце XVIII в. Она проходит сначала по Валааму, а затем по живописным деревянным мосткам, которые соединяют острова.
Таможня действовала в XIX и начале XX веков. В скиту жило 12 монахов, которые, кроме рыбной ловли, проводили таможенный досмотр прибывших богомольцев - на Валаам был запрещен ввоз спиртных напитков и табака.
У пристани стоит гранитный поклонный крест (1861) и небольшое деревянное здание таможни. Братия жила в келейном корпусе (1853, реставрация проведена в 1988 г.), где находится домовая церковь Иоанна Дамаскина.
Вновь отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита расположен на вершине небольшого холма. Нынешняя церковь во имя покровителя плавающих и путешествующих (святителя Николая Чудотворца) стоит на месте часовни с маяком начала XIX века. Никольскую церковь построил в 1853 году русский зодчий А.М. Горностаев. Прототипом замечательной архитектуры Никольской церкви явились московские (и псковские) храмы XV-XVI вв. Основание церкви четырехугольное со скошенными углами - «четверик», на нем «восьмерик», прорезанный сдвоенными окнами, заключенными в наличник с килевидными кокошниками. С запада пристроен притвор, над ним звонница с 9 колоколами. Церковь увенчана шатром с золоченой луковичной главкой. В качестве образцов архитектор использовал русские шатровые храмы XVI-XVII веков. Внутри сохранились росписи начала XX века, сделанные валаамской братией. Их главной темой являются житие и чудеса святителя Николая чудотворца.
Скит Во Имя Всех Святых или Белый скит (3,5 км от монастырской усадьбы)
Скит Во Имя Всех Святых (Белый скит) – первый по времени основания и самый большой скит на Валааме. Он расположен в 3 километрах от Центральной усадьбы на втором по величине острове Валаамского архипелага – Скитском.
Дорога к Белому скиту ведет мимо придорожного знака на скале "Сделана сия дорога в 1845 году", по Владимирскому мосту через искусственный канал, соединяющий озеро с Монастырской бухтой. Около моста во второй половине XIX в. стояла деревянная часовня во имя иконы Владимирской Богоматери (возрождена). В полутора километрах от моста, на перекрестке дорог, стоит каменный поклонный крест (1854). Поблизости растет могучая раскидистая сосна, та самая которую (по преданию) рисовал Шишкин. Далее, до ворот скитской ограды, ведет дубовая аллея. Справа среди зелени стоит часовня Крестных страданий (1842). Дорога упирается в ворота с коваными створками - здесь начинается территория скита.
Скит был устроен игуменом Назарием в 1789-1793 годах на предполагаемом месте уединенной кельи преподобного Александра Свирского. Это был самый суровый по уставу скит в монастыре: здесь не ели мясной, рыбной и молочной пищи, богомольцы допускались сюда только раз в году (женщины и сейчас только раз в году). Населяли его 20 человек (до 50-ти, в 2017 г — 30).
В XVIII в. здесь была построена деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского. В середине XIX века по инициативе игумена Дамаскина скит был перестроен знаменитым русским зодчим А.М.Горностаевым и представлял собой небольшой городок-крепость, обрамленную великолепными кедровыми, ясеневыми, пихтовыми и дубовыми аллеями. Вместо отдельных домиков появились 8 келейных корпусов, а одноглавую обветшавшую церковку заменил двухэтажный храм Всех Святых. Корпуса, ограда и башни скита были выкрашены в белый цвет, отсюда и взялось его второе название – Белый. Интерьер церкви расписан валаамскими мастерами.
Этот скит действующий, его посещение регламентируется уставом. Женщины могут попасть внутрь ограды один раз в год, на праздник Всех Святых. Паломникам-мужчинам для посещения скита в другие дни необходимо разрешение настоятеля.
Смоленский скит (5 км от монастырской усадьбы)
На мысу Скитского острова расположен Смоленский скит (1917). Здесь в 1855 г. построили деревянную часовню во имя иконы Смоленской Богоматери. В 1917 г. соорудили каменную церковь и деревянный келейный корпус. Церковь была разрушена во время Зимней войны 1939-1940 годов. Взорвана в советский период, остались только стены. В Смоленском скиту находится храм-памятник русским воинам, павшим в Первую мировую войну. В сентябре 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил его после восстановления.
Гефсиманский скит (5 км от монастырской усадьбы)
Гефсиманский (Желтый) скит расположен на перекрестке двух дорог: одна ведет к ферме, другая - главная монастырская дорога соединяет причал в Большой Никоновской бухте с Центральной усадьбой обители.
Побывавший в 1901 г. в Иерусалиме отец Маврикий привез частицу камня от Гроба Господня. После этого появилась идея о создании на Валааме символического подобия мест Святой Земли. Так на карте Валаама появились библейские географические названия. Воскресенский скит назвали "Новым Иерусалимом" на Сионской горе. Лещёвое озеро получило название Мертвого моря, а протока, соединяющая его с озером, стала рекой Иордан. Скалистая гряда на берегу Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, а ее подножие- Гефсиманским садом. У подножия Елеонской горы был разбит сад, посажены пихтовые аллеи, дубовая, липовая и кленовая рощи, кусты сирени.
В комплекс Гефсиманского скита входят два келейных корпуса (на 8-10 человек). В 1906 г. здесь построена часовня, которую позже расширили и превратили в церковь Успения. За церковью уходит наверх тропа к часовне Вознесения Господня, построенной в одном стиле с церковью — обе окрашены желтой краской с голубой кровлей.
На север от Гефсиманского скита идет пихтовая аллея, выводящая на берег Малой Никоновской бухты. Здесь некогда была пристань, сюда приплывали корабли с богомольцами. Левый берег бухты полого спускается к воде, а правый встает из воды вертикальной сорокаметровой стеной. У подножия скалы (основание горы Елеон) в начале ХХ в. была проложена дорога к пристани. У дороги стоит светлый поклонный крест, который хорошо виден на фоне темно- коричневых скал сразу при входе в бухту.
В 1911 г. на вершине горы Елеон построена деревянная часовня Вознесения. К часовне, по склону горы, ведет дорожка с вырубленными в камне ступенями. Часовня, как и крест, видна от входа в бухту. Со смотровой площадки открывается вид на Малую Никоновскую бухту - один из самых замечательных валаамских видов.
Воскресенский скит (6,5 км от монастырской усадьбы)
В 800 м от Гефсиманского скита находится Воскресенский, или Красный, скит. Туда ведет Большая монастырская дорога. Скит расположен на вершине холма над Большой Никоновской бухтой. В 1846 г. здесь была построена деревянная часовня во имя апостола Андрея Первозванного. В 1901 - 1906 гг. на ее месте возведена двухэтажная церковь, похожая на храм в Иерусалиме, в нижнем храме которой создано подобие пещеры Гроба Господня.
Церковь - композиционный центр скита. Она служит хорошим ориентиром для судов, приближающихся к Валааму с запада. Входом служит открытое крыльцо с четырьмя колоннами, соединенными арками. Под крыльцом расположен вход в нижнюю церковь, которая носит имя Андрея Первозванного. В ней находится "кувуклия" - грот из серого мрамора, в котором хранилась частица "истинного Гроба Господня".
После проведения большой реставрации храм во имя Святого Христова Воскресения снова ярок и торжественен. Иконостас и предметы внутреннего убранства церкви частично вывезены в Финляндию, частично уничтожены. Недавняя реставрация коснулась лишь внешнего облика скитской церкви. Его главным украшением является монументальный фаянсовый иконостас, изготовленный в Екатеринбурге. Здесь проводятся регулярные богослужения.
В комплекс скита входят хозяйственный и келейный корпуса с трапезной и домик скитоначальника. Помещения занимает Паломническая служба, в ведении которой - экскурсионное обслуживание туристов и паломников. В местной трапезной для них предоставляется питание.
Предтеченский скит (5 км от монастырской усадьбы)
На острове Предтеченском находится одноименный скит. Монастырское предание рассказывает, что скитская жизнь на этом острове возникла еще в незапамятные времена: первоначальное название острова - Сирничан - переводится с карельского как «монашеский». В 1855 г. на самой высокой точке острова была построена деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи, и с той поры скит носит название Предтеченского. В 1858 г., воплощая замысел игумена Дамаскина, из города Старая Ладога на остров перевезли старинную церковь, возведенную валаамскими иноками в годы изгнания в XVII в., и заменили ею часовню. В основании церкви, сделав углубление в скале, устроили нижний теплый храм с расписными стенами, который освятили во имя Трех святителей. Рядом с храмом построили деревянный двухэтажный келейный корпус, в отдалении расположились пустыни отшельников.
Подвижники Предтеченского скита жили по очень суровому уставу, который запрещал любую скоромную пищу в течение всего года. Запрещалось посещение острова как паломникам, так и самой братии. Писатель Н.С.Лесков сказал об этом острове: "Здесь вечный пост, молчание и молитва". Правила устава жестко сохраняются в возрожденном скиту и поныне.
Попасть на Предтеченский остров нельзя. На теплоходе, который совершает получасовой рейс по маршруту вдоль северо-западной оконечности Валаамского архипелага, можно полюбоваться на гранитный поклонный крест и возвышающуюся за ним главку скитской церкви. По пути открываются удивительные пейзажи, увидеть которые можно только с воды.
Скит Александра Свирского (8,5 км от монастырской усадьбы)
Скит Александра Свирского расположен на Святом острове. С 1474 по 1503 г. здесь в вырубленной в скале пещере жил отец Александр, который впоследствии основал Свято-Троицкий монастырь на р.Свири, недалеко от города Лодейное Поле. В память о преподобном отце в середине XVIII в. на острове была сооружена деревянная часовня, а возле пещеры поставлен деревянный поклонный крест. В 1855 г. возвели церковь во имя преподобного Александра Свирского. Храм XIX века был утрачен в советский период, заново отстроенный сгорел и сейчас на прежнем месте вновь стоит церковь, возведенная по старому образцу. Рядом находится гранитный обелиск в честь посещения скита петербургским митрополитом Никанором, келейные корпуса и хозяйственные постройки. Вдоль берега над обрывом тянется деревянная галерея, в которой открывается вид на просторы Ладожского озера.
Свято-Владимирский скит (3,5 км от монастырской усадьбы)
Местность, где расположился Владимирский скит более всего на Валааме напоминает среднюю полосу России с березками, светлыми лужайками. Их обрамляют воды Куккинского залива и валаамской реки Иордан. Заслуженный архитектор России А.А.Анисимов возглавил проектирование монументального храмового комплекса, который включил в себя три церкви, украшенные росписями, крестильню, иконописную мастерскую и музей. Главный храм решено было освятить во имя святого равноапостольного князя Владимира, т.к. завершение строительства планировалось к 2008 году — году 1020-летия Крещения Руси. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру Крестителю Руси установлен в 2016 году (скульптор А.В. Клыков).