г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Транспорт Карелии

 

 

 

Дорожная сеть Карелии

Республика Карелия обладает относительно более развитой, чем во многих других регионах страны, сетью автомобильных и железных дорог, водных коммуникаций, обеспечивающих транспортное сообщение между Карелией и североевропейской частью России, а также с Финляндией.

Всю Карелию с севера на юг пересекает федеральная автомагистраль "Кола", ведущая от Санкт-Петербурга до Мурманска (маршрут М-18). Общая протяженность карельского участка, проходящего через девять районов республики – 969 километров. За четверть века дорога стала "прямее" на 60 километров. Практически заново сооружены или капитально отремонтированы, спрямлены и реконструированы многокилометровые участки трассы, многие мосты, на ней не осталось "грунтовых" километров. Правда, ее пока рано именовать скоростным шоссе, выбоины и заплаты на дорожном полотне все-таки встречаются, но опытный водитель может пересечь всю Карелию в меридиональном направлении за 12 - 14 часов.

Самая популярная дорога республиканского значения – пересекающая всю Карелию с запада на восток трасса международного туристского маршрута "Голубая дорога". Маршрут начинается в норвежском городе Мо-и-Рана, пересекает Швецию, Ботнический залив, Финляндию, и через МАПП "Вяртсиля", Сортавалу, Питкяранту (кольцо через Суоярви), Олонец, Пряжу, Петрозаводск, Медвежьегорск, Пудож завершается в Архангельской области.

Ассоциация "Голубая дорога" была образована в начале 1960-х гг. Ее целью было установление более близких отношений между губернией Вестерботтен (Швеция) и городом Мо-и-Рана (Норверия). После она внесла значительный вклад в организацию транспортного сообщения между городами Умео (Швеция) и Васа (Финляндия). Карелия вступила в Ассоциацию "Голубая дорога" в 1992 году.

Реализация проектов, связанных с "Голубой дорогой", открывает перед Карелией - прежде всего с точки зрения международного туризма - новые перспективы, способствует развитию интернациональных экономических связей.

Еще одно перспективное направление для автотуристов – широтные дороги Севера Карелии. Они ведут от государственной границы (МАПП "Люття") через Костомукшу на КалевалуКемь и Кочкому – Беломорск, далее на Архангельскую область; или через МАПП "Суоперя" на поселок Пяозерский – поселок Лоухи, с дальнейшим выходом на трассу "Кола" и к Чупинской губе Белого моря.

Железная дорога в Республике Карелия имеет довольно разветвленную сеть. Эксплуатационная протяженность железных дорог составляет более 2000 км.

Начиная от Петрозаводска федеральная автомагистраль "Кола" идет почти параллельно (или совсем рядом) с железной дорогой, построенной еще в годы первой мировой войны. При своем рождении она называлась Мурманской, а сейчас – Октябрьской.

Все поезда мурманского направления пересекают с различной скоростью и разным количеством остановок всю республику. Но наиболее удобными для туриста, желающего посмотреть Южную и Среднюю Карелию, посетить остров Кижи, Марциальные Воды, памятники Прионежья и Обонежья будут фирменные поезда Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги – "Карелия" (№ 18/19, Москва – Петрозаводск) и "Калевала" (№ 656/657, Санкт-Петербург – Петрозаводск). А в Западную Карелию можно попасть на поезде Санкт-Петербург – Костомукша.

Республика Карелия располагает сравнительно развитыми внутренними судоходными водными путями сообщения (2700 км), имеет морские внешние связи со многими зарубежными странами. Водные пути на Онежском озере расходятся на запад, по реке Свирь, и на север, по Беломорско-Балтийскому каналу.

Онежский обводной канал (длина 67 км, ширина около 50 м) отходит от пристани Вознесенье и соединяет реку Свирь с Вытегорским каналом. Он был сооружен в обход Онежского озера в первой половине XIX века. От озера он проходит на расстоянии от 10 м до 1 - 2 км. В прошлом это был крупный перевалочный пункт с озерных судов на речные. После реконструкции Волго-Балтийского канала, по которому проходят суда типа "река – море", Онежский используется только для прохода маломерных судов. Однако все же остается важным промежуточным портом, в котором сходятся транзитные пути из Москвы и Поволжья, а также с Белого моря через Беломоро-Балтийский канал и Онежское озеро.

Беломорско-Балтийский канал соединяет Белое море с Онежским озером. Трасса канала проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Он был введен в эксплуатацию 20 июня 1933 г. Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря - Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Ввод в эксплуатацию канала позволил исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова. Общая протяженность канала 227 км, в том числе 7 км приходится на подходной канал со стороны Белого моря. Искусственная часть канала имеет протяженность 37 км. На Беломорско-Балтийском канале имеется 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков.

Волго-Балтийский водный путь (бывшая Мариинская водная система) соединяет Волгу с Балтийским, а через Беломорско-Балтийский канал с Белым морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до г.Череповец, р.Шексна, Белозерский канал, р.Ковжа, Мариинский канал, р.Вытегра, Онежский канал, р.Свирь, Ладожское озеро и р.Нева. Мариинская водная система, сооруженная в начале XIX века, после коренной реконструкции в 1964 году была переименована в Волго-Балтийский водный путь. Его длина около 1100 км, а глубина не менее 4 метров.

На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Круизы на Валаам, Кижи и Соловки являются одними из наиболее востребованных маршрутов. Речной круиз на комфортабельном теплоходе станет одним из самых ярких впечатлений для любого туриста.

Воздушный транспорт республики включает два аэропорта в Петрозаводске ("Бесовец" и "Пески") и ряд взлетно-посадочных площадок в отдельных административно-территориальных делениях республики.

 

Расстояние между городами и населенными пунктами Республики Карелия

 
Беломорск
397
 
251
106
315
250
214
534
608
455
124
649
425
Вяртсиля
268
665
850
705
316
849
451
237
124
692
530
59
140
Калевала
582
251
 
177
502
173
399
719
793
640
309
834
710
Кемь
437
106
177
 
355
176
254
574
648
443
164
689
565
Кондопога
48
315
502
355
 
499
101
185
258
342
200
300
176
Костомукша
518
277
136
317
436
363
335
655
729
524
245
770
646
Лахденпохья
289
686
871
726
337
870
472
215
102
713
571
37
161
Лоухи
581
250
173
176
499
 
398
718
792
517
310
832
709
Медвежьегорск
183
214
399
254
101
398
 
320
394
241
99
435
311
Муезерский
464
227
285
263
382
413
281
501
675
470
191
716
592
Надвоицы
302
144
329
184
220
330
119
439
513
308
20
554
430
Олонец
137
534
719
574
185
718
320
 
113
561
419
188
196
Петрозаводск
 
397
582
437
48
581
183
137
211
424
282
252
128
Питкяранта
211
608
793
648
258
792
394
113
 
635
493
65
83
Пряжа
47
444
629
484
95
628
230
90
140
471
329
183
112
Пудож
424
455
640
443
342
587
241
561
635
 
299
676
552
Сегежа
282
124
309
164
200
310
99
419
493
299
 
534
410
Сортавала
252
649
834
689
300
832
435
188
65
676
534
 
124
Суоярви
128
425
710
565
176
709
311
196
83
552
410
124
 
Шелтозеро
83
480
665
520
131
664
266
220
294
507
365
335
211

 



Новый
туристский портал

Перейти