г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Река Шуя

ШуяШуя - крупная и полноводная река Южной Карелии (в переводе с карельского - "глубокая"). Берет начало в северо-восточной оконечности оз. Суоярви, впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера.

Общая протяженность реки 265 км, ширина до 70-100 м, на порогах сужения до 20-40 м. Протяженность Южной Шуи от озера Суоярви более 200 километров. Категория сложности реки вторая. Пороги на Шуе локальные, ступенчатые с большим количеством стоянок.

Порогов около 30, по реке они располагаются довольно равномерно. В большую воду пороги проходятся легче, в низкую сложность прохождения многих из них значительно возрастает, есть сливы до 1,5 м.

Из непроходимых препятствий на реке только Игнойльская ГЭС. На водосборе Шуи находится довольно много больших и малых озер, но не в пример другим карельским рекам она обходит их стороной. Практически в ее русло попадают лишь 3 озера: Шотозеро и Вагатозеро - в среднем течении, и Логмозеро - в самом устье.

На удалении 10-15 км река огибает с запада и юга одно из крупнейших озер Южной Карелии - Сямозеро. Здесь много исторических поселений, памятников архитектуры, археологии, истории. на берегу Шуи лежит деревня Киндасово, имеющая славу "карельского Габрово".

Озеро Шотозеро – очень мелкое и самое крупное – около 40 километров по линии маршрута. И озеро Вагатозеро – менее крупное, отрезок пересечения озера по линии маршрута 8 километров. Шуя - очень популярная река, и это даже может быть ее главным недостатком, на реке часто встречаются другие туристы. К реке много подъездов, и она проходит вблизи главных дорог. На берегах Шуи и озерах много деревень, особенно в нижнем течении. Средства сплава любые, но на маршрутах, которые пересекают озера, лучше обойтись без крупных надувных судов.

Река проходит по густонаселенным местам, на многих участках она легко доступна, течет в красивых высоких берегах, изобилует пляжами и сосновыми борами. Все это вместе взятое определило роль реки как своеобразного натурального класса для отработки техники сплава на байдарках и плотах. По этим видам водного туризма на Шуе ежегодно проводятся соревнования разного ранга. Особой популярностью она пользуется у петрозаводчан и петербуржцев.

Возможные маршруты

1. Маршрут: река Шуя (оз. Суоярви - д. Соддер)

Этот пятидневный маршрут лучше всего подойдет тем, кто не хочет терять время на пересечение озер. Маршрут захватывает основные пороги Шуи. Используется для коммерческого сплава. Русло реки глубокое, узких и мелких мест нет. Даже при малой воде можно рассчитывать на хорошее впечатление о походе и о порогах. Средства сплава любые. Здесь интересно для каяков, многие пороги хорошо подходят для катания, имеют ярко выраженные бочки и высокие валы.

В целом, пороги на маршруте характерны своей ступенчатостью, как правило, не очень длинные, но мощные. Они легко просматриваются и страхуются, за редким исключением. Большая часть реки проходит через чистый, благородный, сосновый лес, многочисленные стоянки. К недостаткам маршрута можно отнести чрезмерную насыщенность туристами, как на этом, так и на остальных участках Шуи.

Качественные характеристики:

Категория сложности вторая, в период паводка общая сложность изменяется несильно. Протяженность около ста километров. Рекомендуемое время для прохождения маршрута - вторая половина июня, начало июля. Рекомендуемое количество дневных переходов - 4 + одна дневка, но маршрут можно пройти и за три дня при большой спешке. Есть непроходимое препятствие - Игнойльская плотина.

Обнос около 500 метров длинной. На протяжении маршрута 2 населенных пункта: деревня Суойеки (первый ходовой день маршрута) и деревня Соддер, в которой и заканчивается маршрут. Рекомендуемое снаряжение для похода: любые средства сплава. Проблем во время нахождения в пограничной территории нет, пост убран, паспортный контроль не ведется.

2. Маршрут: река Шуя (ст. Хаутаваары - д. Соддер)
Этот маршрут является укороченным вариантом маршрута 1. Его можно пройти за три дня, при большой спешке можно успеть и за два. В тоже время этот отрезок реки содержит половину основных порогов Шуи. Всего на участке около 8 интересных порогов.

3. Маршрут: река Шуя (оз. Суоярви - д. Матросы)
Этот маршрут охватывает основную часть Шуи. Он рекомендован тем, кто не торопится и имеет хотя бы 10 дней в своем распоряжении, или тем, кто использует для сплава каяки, байдарки. На катамаранах и надувных судах этот маршрут может быть пройден с затруднениями в пересечении крупных озер Шотозеро и Вагатозеро, так как их будет сложно перегрести даже при слабом встречном ветре. Несомненным достоинством этого маршрута является порог Большой Толии в заключительной части. На этом пороге проходят соревнования по родео на бурной воде, здесь можно с удовольствием и без риска покататься.

4. Маршрут: река Шуя (ст. Хаутаваары - д. Матросы)
Этот маршрут является укороченным вариантом маршрута 3. Он на два ходовых дня короче(то есть 8 дней). И минует часть верхних порогов Шуи. Он также заканчивается на известном пороге Большой Толии в деревне Матросы.

5. Маршрут: река Шуя (д. Киндасово - д. Матросы)
Цель такого маршрута - пройти пороги в нижнем течении Шуи. На прохождение маршрута потребуется один день. Маршрут и его варианты часто используются для коммерческого сплава. Маршрут заканчивается на пороге Большой Толии.

Заброска/Выброска

1. Есть 3 способа - дешевый, средний и дорогой.

Дорогой: арендовать в Петрозаводске пассажирский автобус, погрузиться в него на вокзале и ехать через город Суоярви к мосту через Суойки. Мост будет через несколько минут езды после деревни Леппяниеми. До этого места от Петрозаводска около 200 километров.

Средний: Доехать поездом до города Суоярви и пытаться арендовать автобус там. По автомобильной дороге от Суоярви до моста не меньше 20 километров. Этот вариант связан с определенным риском, так как можно не достать машины, или задержаться в связи с поиском транспорта.

Дешевый: Ехать на поезде, следующим через Суоярви, далее выйти в деревне Суоеки (станция называется 22-й километр). До реки от станции 1,5 километра. Недостаток этого варианта в том, что уже при заброске пропускается интересная (но небольшая) часть маршрута, в частности порог Грива. Выброска из деревни Соддер. Здесь есть автобаза, чтобы найти машину до Петрозаводска. Также ходит рейсовый автобус в Эссойлу, где с пересадкой можно добраться до Петрозаводска.

2. До Хаутаваарских мостов можно добраться частным транспортом прямо из Петрозаводска. Хорошая, асфальтированная дорога. Или поездом до станции Хаутаваара, но пешком до реки по проселочной дороге не менее 4 километров. Выброска такая же, как и у маршрута 1.

3. У этого маршрута заброска такая же, как и у маршрута 1. А выброска в деревни Матросы, через которую проходит река. Отсюда можно добраться рейсовым автобусом до Петрозаводска, или наняв частный транспорт. До города всего 30 километров.

4. Заброска на маршрут как у маршрута 2. А выброска как у маршрута 3.

5. Заброску на маршрут удобней всего делать рейсовым автобусом Петрозаводск-Киндасово. Расстояние около 60 километров. Выброска с маршрута рейсовым автобусом из деревни Матросы как у маршрута 3.

Перечень препятствий реки

#1 Шивера

Начинается почти сразу при заходе в реку. Очень мелкое место, даже при большом уровне воды, можно сесть на мель. Но кроме следующей шиверы #2, таких мест на маршруте больше не будет. Впереди вы увидите деревянный мост, проходите в любом проеме. За ним шивера #2.

#2 Шивера Устье

Начинается после деревянного моста. Скорость течения небольшая. Просмотр необязателен. Русло мелкое, каменистое. Река здесь разделяется на несколько рукавов. В период сильного спада уровня воды, возможно, придется перетаскивать суда по суше. После шиверы небольшое озеро Еккилялампи, а за ним слышен грохот порога Куст.

Стоянки расположены по обе стороны от шиверы. На левом берегу большой луг, вдоль берега короткая полоса леса, лес лиственный, густой.

#3 Порог Куст

Его также называют "ЛЭП" или вообще никак не называют. Категория сложности первая. Располагается сразу после небольшого разлива, называемого озером Еккилялампи. Просмотр желателен, хотя бы просто для того, чтобы никто не сел на мель и не врезался в кусты, которые торчат прямо из воды. Порог прост, проходится по главной струе. Струя жесткая, четкая, хоть и мелкая. Условия страховки плохие. Лес вдоль берега густой лиственный. Над порогом проходит линия электропередач. Следующее водное препятствие, которое вы встретите на своем пути, будет простая шивера.

#4 Шивера

Ее невозможно не заметить - в конце прямого плеса, еще за 200 метров, можно увидеть легкий провал берегов, - характерный признак того, что там порог. Если вы используете маневренные суда, просматривать это место нет необходимости.
Единственная опасность здесь - это сесть на мель. Почти все русло реки перегорожено грядой камней, которые плохо видны с воды. Река проходит между ними. У левого берега есть нормальный широкий проход, его можно заметить по характерному языку. Через 40 минут гребли небольшая шиверка.

#5 Шивера

Эта шивера начинается после сразу за островом, который вы встретите на своем пути. В зависимости от того, как вы его обогнете, вы попадаете либо в середину шиверы, либо к ее началу. По большой воде вы ее можете вообще здесь не найти. Место это, как и все шиверы мелкое, но даже при самом низком уровне воды вы ее пройдете.

#6 Порог Грива

Категория сложности вторая. Его можно считать первым серьезным порогом с момента начала маршрута. Просмотр обязателен. С воды кажется безопасным, так как за поворотом реки не видно большой косой бочки почти на всю ширину русла.
Бочка хоть и косая, но вполне может задержать выпавшего человека на полминуты. Хорошо просматривается с правого берега. Ширина 40 метров, длинна 100, характер берега скалистый. Есть условия для страховки с судна и спасконцом. Сразу после порога разлив реки, в 200 метрах внизу виден железнодорожный мост. До следующего порога можно добраться за 20 минут гребли.

На правом берегу от порога расположена стоянка, характер леса здесь еловый густой. Стоянка плохая, размер небольшой (до 5 палаток кое- как размещенных между деревьев). Привлекает лишь близость к красивому порогу. Есть костровище.

#7 Суойкский каскад

Железнодорожный мост через реку рядом в Хаутаваарах. Фото В.Волкова

Состоит из трех ступеней.
1-ая ступень: Короткая, около 100 метров, четкая струя с плавным поворотом вправо, соответственно есть легкий прижим влево. Мелко.
2-ая ступень: Начинается за 10 метров от бетонного автомобильного моста, эту часть лучше просмотреть прямо с моста. С левого берега тянется деревня. За пролетами моста, небольшие бочки, потом беспорядочная струя с валами. В конце сезона может быть очень мелко, местами даже для байдарки. Длинна ступени около 200-300 метров.
3-я ступень: Отделена небольшим плесом (20-30 метров), проходится слету. Длина около 50 метров.

#8 Порог Медвежий

Категория сложности вторая. Находится в 15 минутах гребли после деревни Суоеки. Безопасен, если проходить по правому краю. Просмотр обязателен. У левого края находится небольшая V-образная бочка, способная держать человека и небольшое плавсредство (например каяк) в течении долгого времени. Просмотр лучше с левого берега. Бочка удобна для катания, при грамотном подходе к технике безопасности. Все остальные элементы безопасны. Порог короткий, около 100 метров, шириной 60 метров. Легко страхуется.

На пороге есть стоянка, которая расположена на левом берегу от порога. Характер леса - сосновый бор. Стоянка удобная, оборудована костровищем, размер средний (до 10 палаток). Есть пологий песчаный выход к воде. Неудобство составляет соседство с деревней Суоеки - тут часто играют дети и ходят рыбаки.

#9 Шивера Древний мост

Образована остатками старого деревянного моста. Уцелевшие части опор, засыпанные изнутри камнями, торчат из воды. Вода свободно проходит между ними, образуя длинные языки. Языки ярко выражены, с четкими небольшими валами. Не требует просмотра, проемы достаточной ширины, чтобы пролез большой катамаран. Здесь можно безопасно покататься новичкам. На правом берегу есть стоянка. Характер леса сосновый бор. Берег песчаный, небольшой пляж. Стоянка удобная, оборудована костровищем, размер средний до 10 палаток.

#10 Порог Луки

Категория сложности первая. Река разделяется большим каменным островом на два рукава, но порог начинается еще до этого места. Проходить в принципе можно по любому из рукавов, но лучше в левом, в него идет основная струя. Просматривать порог не нужно, это также сложно сделать, если это вам захочется, так как берег изрезан камнями, да и порог достаточно длинный - 500 метров. В левой протоке небольшой прижим и серия валов, за островом валы сильнее.

#11 Порог Олененок

Типичный порог-шивера первой категории сложности. Просмотр не нужен, он не потребуется вплоть до порога Сизовский. Прямое русло, валы небольших размеров. Вдали огромный плес с островом посередине.

#12 Порог Ступенька

Представляет из себя легкий перекат, который вряд ли можно считать порогом. Единственные препятствия - маленькие валы. Характер берега скалистый, невысокий. Струя делает крутой поворот влево, но в силу слабости течения прижима почти нет.

Хаутаваарские мосты

Идя по реке, вы не пропустите 2 моста - автомобильный и железнодорожный. Некоторые туристы отсюда начинают свой маршрут. В этом месте кончается приграничный район с Финляндией. Около автомобильного моста стоит пост, который заброшен. Все проходы мостов безопасны для прохождения. Через полтора часа гребли начнутся Хаутаваарские перекаты.

Есть стоянка, которая расположена на правом берегу между первым и вторым мостом на высоком берегу. Характер леса - сосновый бор, дров немного, места хватит на пять - семь палаток. Есть костровище. Спуск байдарок и других плавсредств не очень удобен. На крайний случай можете воспользоваться 2-ой, более неудобной стоянкой на том же берегу сразу после железнодорожного моста.

#13 Первый Хаут-перекат

Категория сложности первая. Это легкий порог, не требующий просмотра. Струя с небольшими валами делает поворот налево, огибая остров. После поворота маленький разлив, слева остров, главная часть струи огибает его справа, а слева от него течет мелким ручьем. После плеса ЛЭП, а за ней 2-ой Хаут-Перекат.

#14 Второй Хаут-перекат

Начинается после маленького плеса, отстоит от 1-го переката на расстоянии около 300 метров. Струя уходит влево. Также прост, как и первый перекат.

#15 Порог Сизовский

Категория сложности вторая. Увидеть порог с воды несложно, река плавно поворачивает вправо, с обоих берегов видны скалистые уступы, еще до поворота слышится отчетливый грохот порога. Просмотр желателен, можно как с левого, так и с правого берегов. Неплохо подходит для катания/киляния, содержит три бочки (при малой воде нестопорные) поперек русла, потом серия средних валов до конца порога. Общая длина - 150 метров. Ширина 50 метров. Удобен для страховки спасконцом и с воды. По обе стороны от порога есть стоянки. До следующего порога Собачий 40 минут гребли.

Характер леса сосновый, дров много. Стоянка на левом берегу может вместить до 5 палаток, на правом гораздо больше. Обе оборудованы. Правая стоянка находится на небольшой скалистой возвышенности, что усложняет причаливание и затаскивание лодок, зато гораздо просторней левой. Характер берега скалистый, подходы к воде свободные. Через 2 километра на пороге Собачий расположены еще 3 стоянки. Ближайшая деревня Соддер находится в 60 километрах вниз по течению.

#16 Порог Собачий

Также называется Островным, Безымянным. Расположен в 20-40 минутах гребли от порога Сизовский, отчетливо виден с воды. Категория сложности вторая. Просмотр желателен, удобней всего это делать со скалистого острова вдоль левого берега.
Содержит одну полукосую бочку, впечатляющую, но при этом безопасную. Струя жесткая, четко выраженная. Вдоль правого берега проход нежелателен, так как мелко и много острых камней. Удобна страховка с судна.

Стоянки около порога Собачий

1)Находится на острове. Лес сосновый, редкий. Просторна, красивый вид на порог, есть костровище, баня, туалет. Дров нет. За ними нужно отправляться на материк.

2)Находится на левом высоком берегу сразу после порога. Лес сосновый и еловый, густой за пределами стоянки. Стоянка оборудована костровищем и баней. Спуск к воде неудобен, узок и крут.

3)Находится на правом берегу напротив порога. Выходы к воде два: до порога и после. Первый крайне неудобен тем, что находится прямо в пороге, второй тем, что засорен топляками и бревнами вдоль всего берега. Стоянка небольшая 4-5 палаток, оборудована костровищем.

Самое главное, что нужно сказать об этом месте, то, что плотину нужно обносить и желательно точку высадки на берег выбрать подальше от слива, в который может легко засосать любое судно. В последние годы плотина перестраивалась. И теперь на месте старой строится новая. Те, кто был здесь давно, возможно, будут удивлены, что теперь плотину обносят с правого берега. В двухстах метрах до плотины стоит деревянный мост, который является хорошим предупреждением, что дальше плотина. Подгребая к мосту, имейте в виду следующее: надо обязательно вылезти на берег до моста и произвести разведку - как вы будете делать обнос, где причалите, и куда будете тащить вещи. В целом длина обноса 400 метров, но если воды много может быть больше. Также это может зависеть от того, какие ворота плотины открыты и насколько. Также следует помнить, что при разрушении старой плотины, в русле осталось много бетона и арматуры.

#17 Порог Кенякоски

Это самый известный порог на Шуе. Его также любят называть "Падуном", так, впрочем, любят называть все большие пороги в Карелии. Сложность его оценивается третьей категорией, хотя некоторые склонны считать, что он заслуживает даже пятую категорию. Преувеличенное мнение об опасности и коварности порога создано во многом благодаря трем могилам, расположенным вдоль берега, а также предупреждающей табличке сообщающей, что здесь погибло не менее 30 человек.

Табличка находится на левом берегу на березе, ее хорошо видно с воды. Часть туристов предпочитают сразу отсюда начать обнос порога, не обращая внимания на его длину - около 800 метров. Рекомендаций по прохождению препятствия: Этот порог следует через 1 км после Шуйской ГЭС. Его, конечно, стоит просмотреть и лучше это делать с левого берега, можно и с правого, но он густо зарос еловым лесом. Самая опасная часть порога - большая бочка поперек всего русла за правым поворотом. Ее плохо видно с воды. В принципе, бочка безопасна, если знать куда идти. Необходимо обратить внимание на небольшой V-образный котел, расположенный в середине бочки, туда попадать нежелательно. В пороге плохие условия страховки, так как русло очень широкое (около 100 метров), перед сливом и после него сильное течение, что ухудшает страховку с воды. В пороге есть несколько чалок, удобней всего причаливать к левому берегу. Есть возможность причалить и перед самой бочкой, как у левого, так и у правого берега.

Внешность порога сильно меняется в зависимости от уровня воды. В августе русло заметно сужается за счет спада воды, порог становится мелким. Есть вероятность сесть на мель прямо посреди порога. В русле много камней. Бочка становится мощней за счет концентрации воды в середине русла. Вода спадает почти вертикально с высоты 2-х метров. V-образный котел преобразуется в странный язык. Берега похожи на пологие каменные лбы, уходящие в воду. По весне лбы залиты, и есть возможность пройти порог с краю, не заходя в бочку, но рискуя продраться обо дно. Слив весной пологий, широкий.

#18 Порог Валойне

После порога Кенякоски в небольшом скальном каньоне начинается порог Валойне, который можно даже посчитать продолжением Кенякоски. Это несложный каменистый порог с прямой струей из валов, и маленьких бочек. Просмотр не требуется. Сразу после порога обширный разлив, вдали лысый остров с одиноко стоящей березой.

#19 Порог Сарикоски

Порог начинается после широкого плеса. Пройдя мимо острова с деревом, после сужения реки и поворота налево (сразу на повороте будет небольшая стоянка в еловом лесу), вы увидите впереди ЛЭП, под ней и начинается порог. Просматривать его нет необходимости. Это - серия высоких валов, без бочек. Перевернуться при желании можно, но опасности для экипажей нет. Порог прямой, длиной около 400 метров.

#20 Порог

Порог безопасен. Находится после очередного плеса похожего на озеро, слева от острова. Справа от острова течет мелкая струя шириной до 10 метров. В пороге есть, по крайней мере, одна бочка. Она из разряда классических - ровная, неглубокая, статичная. Здесь можно хорошо потренироваться на каяке. Порог короткий - 200 метров, просмотр не требуется. На острове близ порога две стоянки.

#21 Порог Кумио

Его также называют "Кривой" или "Длинный". Категория сложности вторая. Просмотр желателен. В пороге есть две бочки - обе выносные, но достаточно сильные, чтобы перевернуть байдарку или каяк. Порог достаточно живописен: по правому берегу тянутся пологие каменные лбы, уходящие в воду, правый и левый в густом сосновом лесу. Этот порог также хорошо подходит для тренировок - жесткая струя, валы четко выражены, большие улова, удобные условия страховки с берега и с воды. Препятствие состоит из двух частей, вдоль первой части тянется просторное улово слева, а перед началом второй есть хорошее улово справа. После порога большой разлив, на правом берегу стоянки.

#22 Шивера (Соддеровская)

Расположена перед деревней Соддер под автомобильным мостом. Просматривать не надо. Проход в любом пролете, но где-то ближе к середине реки в 20 метрах после моста на небольшой глубине лежит железяка –есть опасность пропороть надувное судно и поцарапать пластиковое. В этом месте можно закончить маршрут, если нет желания перегребать два озера - Шотозеро (около 20 км.) и Вагатозеро (около 10 км.).

#23 Порог (Нижне-Салминский)

Этот порог находится в деревне Нижняя - Салма. Начинается он под автомобильным мостом и заканчивается в месте впадения реки Шуя в озеро Вагатозеро. Категория сложности порога первая, просмотр не требуется, длина его около 300 метров, ширина 50 метров. Единственное препятствие - валы. Сразу после порога на левом берегу чалка. Здесь можно зайти в магазин.

Озеро Вагатозеро

Пройдя порог Нижне-Салминский, вы одновременно окажетесь у берега озера Вагатозеро, и у деревни Нижняя Салма. Переход через озеро к истоку Шуи, который находится на противоположном берегу, займет около полутора часов, если вы идете на байдарках. Протяженность перехода 10 километров. На противоположном берегу озера около 4-х оборудованных стоянок. Если задует ветер - волна на озере небольшая. Обычно на озере дует попутный или боковойветер, встречный ветер южного направления редко бывает сильным. У южного ветра также есть свойство стихать к середине дня. Некоторые туристические группы предпочитают пересекать озеро поздно вечером или даже ночью, когда погода наиболее спокойна, а на озере штиль. В силу того, что в Карелии светлые ночи, такой переход не является опасным.

Стоянка «Мыс Заверлуа», Вагатозеро

Расположена на конце узкого восточного мыса озера Вагатозера по соседству с более южным приметным мысом, за которым уже берет свое продолжение река Шуя. Название стоянке было дано туристами. Стоянка находится в пределах прямой видимости деревни Нижние Салма (там же находится и приток Шуи), на расстоянии 5 километров. Хорошо видна с воды, ее также легко найти по острову, расположенному в ста метрах от берега. Мыс Заверлуа небольшой и способен вместить около 4-5 палаток, есть стол со скамьей, оборудованное костровище, дров немного в силу того, что лес лиственный. Характер берега пологий песчаный, есть пляж шириной в 10 метров, с ровным неглубоким дном. Стоянка хорошо обдувается, во время сильного ветра лучше уйти в устье Шуи, до которого отсюда не более 1,5 километров. Стоянка так же подойдет, чтобы сделать на ней перекус или обед. С южного берега мыса виден другой мыс перед заходом в Шую, там есть ближайшая к реке стоянка.

Стоянка, Вагатозеро

Расположена на северо-восточном берегу Вагатозера на широком мысу. Она небольшая и будет удобна тем туристам, кто вышел в озеро из реки Сяпся. Здесь можно разместить не более пяти палаток. Характер леса еловый, дров достаточно, с воды эта стоянка видна плохо, хоть и находится в прямой видимости от притока Шуи и притока Сяпси.

Берег песчаный, два нешироких выхода в озеро, огражденные камышами. Есть баня. Дно около берега каменисто-илистое, мелкое, для купания не подходит. Данную стоянку лучше использовать как запасной вариант для ночевки, от нее, двигаясь вдоль восточного берега к истоку реки Шуи, есть как минимум две неплохие стоянки.

#24 Шивера (Киндасовская)

Шивера расположена в деревне Киндасово под автомобильным мостом. При проходе следует опасаться остатков старого деревянного моста, который был разрушен после строительства нового. Струя между опорами быстрая, при неграмотном прохождении может сломать судно при ударе об опору.

Приток Святреки

Редко кто обращает внимание на это место. Вдоль правого берега тянется дачный поселок. В устье высокий глинистый берег, на нем просторная стоянка. Обычно туристы избегают ночевать близ заселенных мест. Но здесь нешумно и безопасно. Приток отделяет поселок от стоянки.

#25 Шивера

Расположена через 5 км от деревни Киндасово, в месте сужения реки. Слева живописная стоянка. Шивера проходится по струе, ближе к берегу можно сесть на мель. Длинна 150 метров, ширина 70 метров. После шиверы большой разлив.

Стоянка расположена на левом берегу в сосновом бору. Просторна, удобна, есть костровище, баня, живописный вид на шиверу и разлив.

#26 Порог Площадка

Другие названия - "Хабаковский", "Вышки". Категория сложности первая, весной - вторая. Ориентир порога - высокие металлические мачты - это системы ПВО, которые на карте обозначены, как нежилая деревня "Площадка". После того как они станут видны – до порога еще полчаса гребли. Иногда этот порог следует просмотреть (легче с правого берега), если в вашей команде новички, так как есть опасность налететь на камень посередине порога. По весне камня нет. Порог легко читается с воды, достаточно длинный (600 метров), с небольшим прижимом вправо ближе к концу порога. По весне порог гораздо интересней, так как увеличивается валов высота до 1 метра.

Удобную стоянку можно найти сразу перед порогом, на правом берегу за 200 метров до начала. Характер леса лиственный, дров немного, места на 3-4 палатки. Есть костровища. Находится на небольшом возвышении, есть спуск для байдарок. Хорошо обдувается. До следующей стоянки 1.5 км.

#27 Порог Кутижимский

Категория сложности первая, весной в период паводка вторая. Перед порогом слева приток реки Шуи - Кутижма. Просмотр не нужен, к тому же неудобен. Порог представляет из себя серию валов до 1 метра высотой. Длина порога около 300 метров. Он легко читается с воды, в конце порога слабый прижим в право, за счет резкого (90 градусов) поворота влево, за этим следует язык из самых высоких валов. В период спада воды характер препятствий сильно меняется: валы низкие, русло местами мелкое, струя слабая, это характерно почти для всех порогов Шуи. После порога широкий разлив. Порог также заслуженно называют "Кутижимской шиверой".

Стоянка находится на правом берегу, напротив порога ближе к концу, в месте поворота влево. Характер леса лиственный, дров достаточно, вместимость до 8-9 палаток. Есть костровище, спуск для байдарок. Плохо обдувается. До следующей стоянки 1 км.

#28 Порог Питкякоски

Этот порог называют также "Кривой", "Юманишки", "Длинный". Категория сложности вторая. Находится в 20 минутах гребли от порога "Площадка". Длина порога около 1200-1500 метров. Левый берег высокий, до 20 метров, поросший соснами, правый лиственный густой. Перед началом порога справа поляна, здесь возможен подъезд на машине. Просмотр порога необязателен и неудобен. Порог прост, легко читается с воды, не имеет сильных сливов. По весне, в период паводка, есть 2-3 небольших выносных бочки. Ширина русла около 50 метров, повороты в пороге до 90 градусов, но прижимы слабые. После поворотов просторные улова, в середине порога есть одна чалка слева (небольшая поляна), дальше начинает подниматься левый берег. В осенний период, когда уровень воды спадает, валы уменьшаются, русло мелеет и порог становиться похожим на длинную шиверу. Через 20 минут гребли после небольшого плеса слышен грохот Большого Толли.

#29 Порог Большой Толли

Категория сложности вторая, весной в период паводка - третья. Расположен на окраине посёлка Матросы. Идеально подходит для катания и развлечений. Состоит из двух сильных сливов и одного слабого, ступенчатого вида. К концу лета пересыхает, но остаётся проходимым. Общая длинна 30 метров, ширина 50 метров. Просмотр с левого берега, где есть тропа для обноса и стоянка. После порога река разливается, что даёт возможность подходить к сливам снизу. Здесь можно остановиться и сделать неплохие фотографии, пологие скалистые берега подходят вплотную к водным препятствиям, а в восьмистах метрах внизу есть второй, не менее привлекательный порог - Малый Толли. Здесь можно закончить маршрут, собрав суда на правом берегу. Основные шуйские маршруты заканчиваются именно здесь. Тем, кто остается на пороге на дневку, имеет смысл прокатиться ниже по течению, чтобы посмотреть порог Малый Толли.

Стоянка: характер леса лиственный, дров немного, места хватит на пятнадцать палаток. Два костровища. Есть спуск для байдарок. Хорошо обдувается. Находится на левом берегу порога, напротив деревни. До следующей стоянки 800 метров.

Есть несколько магазинов, медпункт, телефон. Расположена в 35 километрах от Петрозаводска. Автобус ходит каждый день с интервалом в 2 часа.

#30 Порог Малый Толли

Категория сложности вторая, в период паводка первая. Находится внутри деревни Матросы. Представляет собой жесткую, мощную, сосредоточенную в одном месте струю, длинной около100 метров. При увеличении количества воды теряет свою сложность. Основное препятствие - серия высоких валов вдоль правого берега. Когда уровень поднимается, валы сглаживаются и порог теряет свою привлекательность. Обнос и просмотр удобен с правого берега, где деревня, а на левом можно ночевать, есть стоянка. С точки зрения катания абсолютно безопасен, так как имеет выносной характер и удобен для страховки.

Стоянка: характер леса лиственный, густой. Дров достаточно. Небольшая поляна удобная для размещения среднего лагеря. Оборудована костровищем, защищена с трёх сторон лесом и плохо обдувается. Находится на левом берегу порога напротив деревни. Расстояние до следующей оборудованной стоянки 5 км.

Материалы подготовлены Константином Волковым.
Все тексты и фотографии принадлежат автору,
при тиражировании ссылка на источник обязательна.
© Сплавные реки Карелии, 2003 год.
E-mail: azazello@interso.ru

Новый
туристский портал

Перейти