Посмотреть достопримечательности в этом районе
Общая информация
Природные и климатические особенности
Экономические особенности
Культурно-исторические особенности
Основные направления развития туризма
Транспортное сообщение
Паспорт района
Населенные пункты: города, села, деревни
Общая информация
Сегежский район (площадь - 10,5 тыс. кв. км,) расположен в восточной части Республики Карелии вокруг одного из крупнейших озер - Выгозера, ставшего со времени строительства Беломорско-Балтийского канала, звеном которого оно является, водохранилищем.
По территории района проходит условная граница между Северной и Средней Карелией. Район граничит на севере, северо-востоке с Беломорским районом, на юге, юго-западе с Медвежьегорским районом, на востоке с Архангельской областью.
Район объединяет 36 населенных пунктов, самые крупные - районный центр Сегежа, поселок городского типа Надвоицы, поселок Валдай.
Районный центр - г. Сегежа, образованный в 1943 г. на месте рыбацкой деревушки, стал местом основания крупного целлюлозно-бумажного комбината. В развитии Cereжи существенную роль играют выгоды ее экономико-географического положения. Удаленность районного центра от российско- финляндской границы - около 260 км, от г.Петрозаводска - около 300 км.
Природные и климатические особенности
Из всей площади Сегежского района - лесных площадей 4,9 тыс. кв. км., водных пространств - 2,0 тыс. кв. км., болот - 3,6 тыс. кв. км. Территория района входит в Восточно-Карельский пояс больших озер и относится к области ледниковых отложений.
Озеро Выгозеро и пересекающая его р.Выг являются основными природными и историческими доминантами района. По ним проходила северная ветвь торгового пути из Великого Новгорода на Беломорье, через озеро прошла знаменитая Осударева дорога, по озеру и Нижнему Выгу проходит канал, являющийся наиболее крупным гидротехническим сооружением подобного рода в мире. На Нижнем Выге находился один из крупных и мощных водопадов Карелии - Воицкий, делившийся на три рукава с высотой отвесного падения воды 4,2 м. Со строительством ГЭС и шлюзов водопад обсох. Рядом с ним находился один из первых золотоносных рудников России. И водопад (в "сухом" варианте), и рудник могут быть неплохими объектами туристского показа. К ним можно добавить шлюзовые сооружения канала и связанные с ними производственные объекты.
На самом западе района находится довольно крупное (13х30 км), но мелкое (максимальная глубина 8 м) и рыбное озеро Ондозеро. Через него проходит р.Онда, довольно популярная у туристов-байдарочников. Озеро окружено сосновыми борами, отличающимися хорошими грибными и ягодными угодьями, имеет много пляжей. На нем может быть организована турбаза. Впадает Онда в Нижний Выг.
Территория располагает следующими видами природных ресурсов: древесина, никелевые руды, тальк, серный колчедан, торф.
Рельеф местности Сегежского района представляет чередование возвышенностей, иногда резко выраженных, в виде скоплений холмов и гряд с пониженными пространствами между ними, занятыми озерами и болотами. Значительные возвышенности наблюдаются восточнее Выгозера. В геологическом отношении территория района однородна. Коренными породами, подстилающими ледниковые отложения, являются граниты, гнейсограниты и кристаллические сланцы.
Климат района умеренно-континентальный с чертами морского. Продолжительность устойчивых морозов - 4 месяца, самый холодный месяц - январь, минимальная температура -46 градусов, самый теплый месяц - июль, максимальная температура +35 градусов. Наличие большого числа рек, озер, болот способствует увеличению влажности воздуха и количеству туманов; в среднем за год выпадает 500 мм осадков. Почвы представлены подзолистыми типами, отличаются низким естественным плодородием, имеют лесохозяйственное значение. Растительность характеризуется, в основном, хвойными породами.
Экономические особенности
Сегежский район - индустриальный центр Карелии. В общественном производстве зарегистрировано около 300 предприятий, различных по формам собственности и видам предпринимательской деятельности.
Крупнейшие предприятия района - Сегежский ЦБК (крупнейший в Европе ), Надвоицкий алюминиевый завод, Сегежский ЛДК. Транспортно-экономические связи складываются из завоза нефтепродуктов, каменного угля, химических грузов, стройматериалов, лесных и торговых грузов и вывоза продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Культурно-исторические особенности
На территории теперешнего Сегежского района выявлены следы нескольких стоянок каменного века - в районах Надвоиц, Груздино на Воицком озере и Койкиниц на северо-восточном берегу Выгозера. К сожалению, территория Сегежского района, занимающая значительную часть Выгозерского края, до сих пор осталась одной из малоизученных. Известно только, что до XII - XIII веков основным населением здесь были саамы, следы пребывания которых на территории закрепились в названии "Лопсские погосты"», бытовавшем еще в XVII веке.
В начале второго тысячелетия из земель северо-западного Приладожья (с карельского перешейка) приходят сюда карелы, а немного позднее с юга, с новгородских земель - первые русские переселенцы. Ко времени, когда на территории Карелии распались родовые общины и произошло разделение общества на классы, сюда начинают проникать феодалы Новгородской республики. Русские принесли с собой земледелие, приобщали к этому занятию и карел, с которыми никогда не враждовали. Вместе с другими областями Новгородской феодальной республики Выговский и Лопские погосты в 1478 году вошли в состав Русского централизованного государства.
В 1695 году беглые крестьяне и участники Соловецкого восстания основали Выгорецкий монастырь "Выговскую пустынь". Монастырь был расположен на реке верхний (южный) Выг, но отдельные его скиты располагались и на берегах Выгозера. В 1702 году сам Петр I пожаловал в глухие места, чтобы кратчайшим путем пройти к шведским крепостям, отвоевать исконно русские земли, получить выход в Балтику. Местечко, неподалеку от Выгозера, где отдыхал Петр I, и назвали Петровский Ям. Потом и волость стала называться Петровско-Ямской. На Воицком руднике для российской казны добывалось золото.
В начале XX-го века в волость входили три крестьянских общества - Масельгское, Выгозерское и Койкиницкое. С.Н. Соколов по поручению Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии исследовал в 1904 году Повенецкий уезд. За свои исследования был удостоен серебряной медали Русского географического общества. Вот его описание Сегежи: "Эта деревня, если ее можно так назвать, ... состоит из одного дома, обитателем которого является корел под именем Иуды, с семейством. Благодаря выгодному расположению его дома на большой сплавной реке и благодаря обилию окружающей местности зверями, птицами и рыбой, а также заливными лугами, его семейство всегда обеспечено всем необходимым и не терпит большой нужды. Единственное неудобство этого селения – это почти полное отсутствие к нему дорог."
В феврале 1912 года было учреждено "Общество Олонецкой железной дороги", официальное открытие строительства состоялось в июле 1914 года. За период строительства на дороге работало свыше 100 тыс. вольнонаемных и около 50 тыс. военнопленных. Пропускная способность дороги - до 90 вагонов в сутки, скорость движения 12 км/ч. В связи со строительством стальных путей Мурманки в Выгозерском края появились маленькие станции - Сегежа, Надвоицы, Кочкома, Идель, разъезд Майгуба и другие. Самый обширный и глухой край не только в Повенецком уезде, но и во всей Карелии, получил связь со всей страной.
В августе 1928 года по постановлению ВЦИК волостное, уездное административное деление в Карелии было упразднено. Вместо 55 волостей и 7 уездов создаются 26 районов, в том числе и Сегежский. Его территория в то время составляла 7620 кв. км. В апреле 1930 года в результате нового административного деления в Карелии Сегежский район был упразднен и вновь образован лишь в марте 1945 года. Однако именно в 1930-е годы здесь, и в первую очередь на глухой маленькой станции Сегежа, происходят крутые перемены, положившие начало преобразований Выгозерского края. В 1932 году в связи с широко развернувшимся строительством Беломоро-Балтийского канала и очевидным затоплением поселка Майгуба лесозавод и все другие предприятия перевели в Сегежу. В мае 1933 года лесозавод начал давать продукцию, а летом завершилось строительство Беломоро-Балтийского канала. В 1935 СНК СССР принял широкую программу развития целлюлозно-бумажной промышленности. В этой программе был пункт о строительстве Сегежского лесохимбумкомбината; окончательный пуск нового предприятия состоялся 1 июля 1939 года. В годы Великой Отечественной войны бумажники Сегежи работали на Победу, выпуская минометы и мины. Но уже к маю 1943-го удалось получить целлюлозу и несколько рулонов крафт-бумаги.
В конце 1943 года указом Президиума Верховного Совета Республики рабочий поселок Сегежа был переименован в город. Так был оценен вклад сегежан в восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В 50-60-х годах Сегежа стала настоящим промышленным и культурным центром. Крупнейшее предприятие города - ЦБК считалось уже основным в стране по производству бумажной тары. Сегежу узнала вся страна.
Культурно-историческими памятниками район, в целом, беден. На государственном учете стоят лишь 6 памятников архитектуры (жилые дома), 3 объекта индустриального наследия, ряд археологических памятников и воинских захоронений.
Основные направления развития туризма
-
развитие водноспортивных видов туризма на оз.Выгозеро;
-
совершенствование туристской деятельности на сооружениях Беломорско-Балтийского канала, Воицком водопаде, Воицком золотоносном руднике;
-
использование в туристской деятельности уникального историко-культурного наследия Выгозерья, проходившую по территории района Осудареву дорогу;
- развитие культурного, рыболовного, водно-спортивного, охотничьего туризма.
Несмотря на малое количество туристских достопримечательностей, туристский бизнес в районе может оказаться достаточно выгодным, если сориентировать его на развитие сервиса вдоль ББК, организацию туристских маршрутов на Соловецкие острова, а также сплавов (байдарки, рафты) по р.Онде, развитие охотничьего туризм.
Транспортное сообщение
Основу транспортной сети составляют: железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Мурманск, автомобильные дороги федерального значения Санкт-Петербург - Мурманск, Кочкома - Реболы, водный бассейн Выгозера и Беломоро-Балтийского канала с выходом в Белое и Балтийское моря.