Тикша – старинная деревня. Хотя современный поселок стоит не совсем в том месте, где существовали поселения – Большая Тикша и Малая Тикша – он начал строиться в начале 30-х годов, но все равно этот уголок земли очень благоприятен для жизни человека.
Самое раннее упоминание о деревне Большая Тикша в документах относится к XVI веку. В Дозорной книге Лопских погостов 1597 года имеется список населенных мест с указанием жителей деревни. Один из них - народный герой Иван Рокаччу . Имя Рокаччу было известно давно. О нем имеется упоминание в старых писцовых книгах и в книге И.В.Оленева о строительстве Мурманской железной дороги.
На территорию, заселенную карелами, издавна посягали иностранные захватчики. В марте 1611 года шведское войско, которое вел Андреас Стюарт, двинулся в Ребольскую волость, планируя в дальнейшем захватить Сумский острог на Белом море. Шведы захватили обширную территорию: Лендеры, Тюжню, Ловушостров, Реболы, Колвасозеро, Ровкулы, Чолку, Кимасозеро. « И деревни пожгли, и людей секли, а иных и в полон взяли», - говорится в одном из документов того времени.
Против поработителей поднялось все местное население. Крестьяне создавали повстанческие отряды. Они смело нападали на шведов из лесных засад. В деревне Большая Тикша возник отряд под предводительством Ивана Рокаччу. Он мужественно сражался за свободу родной земли и истребил много врагов. Легендарную славу в народе снискал себе этот отряд.
По преданию Рокаччу отличался большой физической силой и недюжинной смекалкой, часто помогал бедным в нужде и беде. Несколько раз с группой храбрецов отражал нападение шведов на Тикшу, ведя с ними неравный, прикрывающий бой, чтобы жители деревни в это время могли спастись в лесах или на другом берегу озера Тикши. Во время одного из таких набегов шведы схватили его семью и казнили. Впоследствии, со смертью самого Рокаччу, он был с почестями похоронен вместе со своей семьей на местном кладбище. С тех пор окрестное население совершает паломничество на священную могилу народного героя, принося пожертвования в виде денег и лоскутков разноцветной материи.
Для воссоздания внешнего облика легендарного героя по инициативе научного сотрудника Карельского филиала АН СССР Линевского Александра Михайловича, в 1950 году была вскрыта могила И.Рокаччу. Им же был изъят череп Рокаччу и передан в музей. Известный советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов по останкам создал скульптурный портрет И.Рокаччу. В настоящее время бюст Рокаччу находится в Карельском государственном краеведческом музее.
Многим известен огромный валун неподалёку от Тикши. Существует легенда по поводу происхождения тикшинского камня-гиганта. Будто бы давным-давно на край андроновогорского поля с большим шумом упал с небес камень, словно о чём-то предупреждая местных карелов. И с той поры приходили сюда люди с окрестных деревень и хуторов просить за себя, родных и близких помощи у небесного пришельца.
Привлек внимание этот камень известного карельского скульптора Лео Ланкинена. До войны он жил в деревне Андроновая Гора и часто бывал у этого камня. Замысел нашего земляка – создать скульптурную композицию у огромного камня, что лежит на 106 км тракта Кочкома-Реболы. «Калевальцы готовят поле под жито» - так хотел назвать свою работу Л. Ланкинен. У нас нет памятников «Калевале». А стоять именно здесь такому памятнику вполне уместно. Через Андронову Гору по Чирка-Кеми пролегали некогда пути на Ледмозеро-Юшкозеро и далее на Ухту. Таким путём проходил и собиратель рун Элиас Леннрот. Вероятно, и он любовался этим необычным созданием природы.
Лео Ланкинен решил сделать камень центром скульптурной композиции, посвященному «Калевале». На эскизе памятника десять персонажей эпоса напрягают все силы, чтобы убрать гигантский камень. Игрой на кантеле и песнопением их вдохновляет Вяйнямёнен. По замыслу автора скульптуры героев «Калевалы» высотой более 2-ух метров каждая должны быть выполнены из светлого металлического сплава. Вид такой картины убеждает в том, что перед нами народ трудолюбивый.
Но задуманное скульптор не успел осуществить.