Деревня Канзанаволок расположена на самой южной оконечности острова Каназанаволок, вытянутого в направлении север-юг на 12 км. Название Канзанаволок с вепсского языка может быть переведено как «Семейный мыс» - то есть мыс, где постоянно проживает семья или клан родственников, питающихся из одного котла. Впервые поселение Канзанаволок упомянуто в Писцовой книге 1563 г. Значилась оно как деревня на Канзине-наволоке (1 двор, а в нем Игнашка Микифоров). В «Сотной грамоте» 1569 г. в деревне значится все тот же один двор (а в нем Лазарко Никифоров (скорее всего, брат Игнатия) да Митка Устьянов (один из тех людей, что вновь прибыли на опричные земли, чтобы воспользоваться многочисленными льготами, предоставлявшимися для населения опричных территорий), Третий раз в истории о поселении речь идет в «Купчей грамоте» Игнатья Никифорова с Кирилло-Белозерским монастырем 1578 г. Игнатий, хоть он уже и состарился, не числился больше главой двора в деревне Канзанаволок, от своего имени продает этому монастырю пахотные земли и охотничье-рыболовецкие угодья «от Илекского устья до Новгуды, по Новгуде», а также «на Нельмозере». Скорее всего, Игнатий из Писцовой книги 1563 г. был потомком местной знати («чудских старост»), которые еще в доновгородский период освоения земель Русского Севера в сотрудничестве с администрацией Старой Ладоги управляли этими территориями.
В 1719 г., согласно данным «Ландратской книги», в Канзанаволоке имелось 2 двора и в них проживало 13 душ мужского пола. К 1725 г. в поселение вернулось 7 крестьян с войны, а еще двое «из бегов», и в деревне стало 22 души мужского пола. Деревня росла быстро. В 1873 г. в ней было уже 24 дома и 145 человек мужчин и женщин с детьми. В 1905 г. Канзанаволок был наиболее многолюдной деревней на Водлозере: 200 человека проживало в 33 дворах. Наибольшей численности население деревни достигло к 1933 г., когда в ней проживал 221 житель. В 1989 г. в деревне числилось 7 человек постоянного населения. Обезлюдело поселение в 1998 г., когда умер последний его дворохозяин, Елисеев, а вдова и сын перебрались жить в Куганаволок.
По преданиям водлозеров в Смутное время целая банда из 79 казаков и «литовских людей» была истреблена местным населением в непосредственной близости от деревни на поляне, прозывавшейся Буевым (Боевом) полем. В 1905 г. в поселении имелись: продуктовая лавка, казенный винный магазин («казенка»), биллиардная. Не все население Канзанаволока в начале ХХ века было крестьянским. В деревне жили также и ссыльные, целых 17 человек. Их влияние на крестьян было весьма заметным. По этой причине водлозеры дали жителям Канзанаволока кличку «безбожников».
Земельные и лесные угодья населения Канзанаволока простирались до середины острова. На границе с угодьями соседнего гнездового поселения (Коскосалмы), при дороге, стоял Половинный крест и старая сосна, обращенная в «метное дерево». Рядом с крестом и сосной, было устроено место для привала со скамейкой и кострищем, около которых можно было всегда передохнуть в пути. Вот только употребление на отдыхе бранные слова было под запретом. В случае нарушения запрета, якобы, налетала буря, и ветки деревьев безжалостно хлестали людей, пока они бежали до Канзанаволока или Коскосалмы. В деревнях же их встречала будничная крестьянская жизнь, самая обыкновенная погода без всякой бури и невзгоды.
В Канзанаволоке с XVIII века стоит красивая часовня Воздвиженья Креста Господня (часовенный праздник - 27.09 н.ст.; заветный праздник деревни - Смоленской Божьей Матери («Смоленьска») 9.07 н.ст.). (по материалам научного архива НП «Водлозерский»).
В Канзанаволоке с XVIII века стоит красивая часовня Воздвиженья Креста Господня (часовенный праздник - 27.09 н.ст.; заветный праздник деревни - Смоленской Божьей Матери («Смоленьска») 9.07 н.ст.). (по материалам научного архива НП «Водлозерский»).
В настоящее время в деревне Канзанаволок находится лодочный музей, где можно познакомиться с технологией «шитья» лодок-водлозерок, и небольшое фермерское хозяйство.