Посёлок городского типа в Пудожском районе Карелии. Ранее назывался село Шала. Одно из первых поселений русских в Пудожском Заонежье. Здесь начинался (в XI – XIV вв.) водный путь в Заволодскую Чудь, т.е. по Водле, реке Череве, затем по волоку к Кенозеру и к реке Онеге. Видимо, в XI в., здесь появились новгородцы.
Шальский погост или Теребовская - небольшое селение Олонецкой губернии, Пудожского уезда, в 27 верстах от уездного города, при впадении реки Шалы в реку Водлу, главное из селений в группе, носящей общее название Шалы. Шальский погост - средоточие довольно значительного льняного производства. Жители Шалы занимаются также рыболовством при устье Водлы (шальские сиги). Шальский погост - одно из древнейших новгородских поселений в Обонежье и упоминается уже в конце XIV столетия. В XVI столетии здесь был мужской монастырь. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.Богатые исторические сведения по Шальскому Преображенскому погосту при дер.Теребовской, по Спасскому мужско-женскому монастырю приведены Е.Ниловым и указывают на достаточно плотное заселение этого района.
В XIV–XV вв. территории по р. Водле упоминаются в берестяных грамотах. Одна из них свидетельствует о поездке в Пудогу новгородского сборщика даней с рыбных ловель (70–80 гг. XIV в.). Важное промысловое и транзитное значение р. Водлы способствовало возникновению торгового поселения на территории Спасского Шальского погоста, располагавшегося в 2 км от устья реки при впадении в нее р.Шалы. Уже по описанию Писцовой книги 1563 г. у погоста существовало 11 амбаров, где торговали люди в основном из числа местных крестьян. Главным товаром наряду со «всяким мелким» была рыба. Это же описание фиксирует многочисленные рыбные угодья крестьян Шальского погоста и новгородского Юрьева монастыря (до 20 тоней), растянувшиеся вдоль восточного побережья. Большие торговые обороты Шальского рядка способствовали появлению на погосте к 1583 г. таможенного двора. Постоянное место здесь занимал и двор Юрьева монастыря, чья «ладья» каждое лето прибывала в Шалу и Пудогу с «монастырским запасом» и отправлялась обратно, груженая рыбой. По данным середины XIX в. около 30% мужчин Шальского сельского общества были заняты рыбным промыслом. Славой особо уловистого места пользовалась акватория устья р. Водла. Неслучайно на левом берегу реки у самого озера в это время существовал целый поселок рыбаков, получивший название Устье. Среди его строений присутствовали все виды построек, связанных с промыслом: рыболовецкие избушки, коптилки для сушки рыболовных снастей, ледники для хранения, а также «заводы» (сараи с печами) для сушения мелкой рыбы. Кроме того, здесь же имелась и своя часовня. http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/328.htmlИзвестны были своим мастерством шальские столяры и плотники, ходившие на заработки в Москву, Петербург и другие города.
Здесь находились речные «ворота» Пудожского края, на пристанях пудожский лен и другие товары погружались на суда (соймы, баржи, галиоты) для отправки за пределы уезда. В 1881-1882 г. на левом берегу Водлы петербургский купец Лебедев построил «пародействующий» лесопильный завод. В 1885 г. он сгорел, но через 13 лет был восстановлен. Продукция завода отправлялась на баржах через Петербург за границу. В 1914 г. завод вновь сгорел и возобновил свою деятельность в советское время. В начале XX века в Шалу со всей Олонецкой губернии собирались наемные рабочие (по-местному «бурлаки») на лесосплав.
В заводе сем делают разного рода и величины банки, бутылки и прочую стеклянную посуду; работа оная следующим образом производится: в большую печь, покрытую каменным сводом, в коем находится шесть отверстий, поставляется шесть раскаленных муравленых горшков; сии наполняют доверха битыми стеклами или сделанным из песка и сосновой золы составом и, когда оный вскипит или поспеет, надувают дутельною трубкою раскаленного состава сего, помачивают водою и вытягивают щипцами род лопатки, снимают несколько раз пену и каменье, плавающие по верху состава, набирают после дутельною трубкою несколько оного, выдувают пузырем, омочают, вертят дабы длиннее вытянулся, ставят в политые водою деревянные формы, показывающие ширину дна бутылки, дуют вторично, поставляют для размягчения на огонь, выдувают бутылки, обрезывают горлышко нарочно сделанными для сего ножницами, вдавливают вострым концом лопатки дно и ставят в другую раскаленную печь, сию по малу охлаждая, придают бутылкам надлежащую крепость, после, вынув из огня, относят сотнями в анбар. Бутылок в год выделывают до 40.000, кроме многого количества разных банок, продают на 10.000 рублей и получают 3.000 барыша.
Шала была известна и как центр былинной поэзии. Здесь в 60-х годах XIX века побывал известный собиратель фольклора П.Н.Рыбников, записавший местных сказителей (П.Антонова и др.) В 1871 г. с такой же целью в Шалу приезжал другой крупный ученый-фольклорист А.Ф.Гильфердинг.