г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Шальский

Шальский

 Посёлок городского типа в Пудожском районе Карелии. Ранее назывался село Шала. Одно из первых поселений русских в Пудожском Заонежье. Здесь начинался (в XI – XIV вв.) водный путь в Заволодскую Чудь, т.е. по Водле, реке Череве, затем по волоку к Кенозеру и к реке Онеге. Видимо, в XI в., здесь появились новгородцы.

Шальский погост или Теребовская - небольшое селение Олонецкой губернии, Пудожского уезда, в 27 верстах от уездного города, при впадении реки Шалы в реку Водлу, главное из селений в группе, носящей общее название Шалы. Шальский погост - средоточие довольно значительного льняного производства. Жители Шалы занимаются также рыболовством при устье Водлы (шальские сиги). Шальский погост - одно из древнейших новгородских поселений в Обонежье и упоминается уже в конце XIV столетия. В XVI столетии здесь был мужской монастырь. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.Богатые исторические сведения по Шальскому Преображенскому погосту при дер.Теребовской, по Спасскому мужско-женскому монастырю приведены Е.Ниловым и указывают на достаточно плотное заселение этого района. 


В XIV–XV вв. территории по р. Водле упоминаются в берестяных грамотах. Одна из них свидетельствует о поездке в Пудогу новгородского сборщика даней с рыбных ловель (70–80 гг. XIV в.). Важное промысловое и транзитное значение р. Водлы способствовало возникновению торгового поселения на территории Спасского Шальского погоста, располагавшегося в 2 км от устья реки при впадении в нее р.Шалы. Уже по описанию Писцовой книги 1563 г. у погоста существовало 11 амбаров, где торговали люди в основном из числа местных крестьян. Главным товаром наряду со «всяким мелким» была рыба. Это же описание фиксирует многочисленные рыбные угодья крестьян Шальского погоста и новгородского Юрьева монастыря (до 20 тоней), растянувшиеся вдоль восточного побережья. Большие торговые обороты Шальского рядка способствовали появлению на погосте к 1583 г. таможенного двора. Постоянное место здесь занимал и двор Юрьева монастыря, чья «ладья» каждое лето прибывала в Шалу и Пудогу с «монастырским запасом» и отправлялась обратно, груженая рыбой. По данным середины XIX в. около 30% мужчин Шальского сельского общества были заняты рыбным промыслом. Славой особо уловистого места пользовалась акватория устья р. Водла. Неслучайно на левом берегу реки у самого озера в это время существовал целый поселок рыбаков, получивший название Устье. Среди его строений присутствовали все виды построек, связанных с промыслом: рыболовецкие избушки, коптилки для сушки рыболовных снастей, ледники для хранения, а также «заводы» (сараи с печами) для сушения мелкой рыбы. Кроме того, здесь же имелась и своя часовня. http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/328.htmlИзвестны были своим мастерством шальские столяры и плотники, ходившие на заработки в Москву, Петербург и другие города.

Здесь находились речные «ворота» Пудожского края, на пристанях пудожский лен и другие товары погружались на суда (соймы, баржи, галиоты) для отправки за пределы уезда.  В 1881-1882 г. на левом берегу Водлы петербургский купец Лебедев построил «пародействующий» лесопильный завод. В 1885 г. он сгорел, но через 13 лет был восстановлен. Продукция завода отправлялась на баржах через Петербург за границу. В 1914 г. завод вновь сгорел и возобновил свою деятельность в советское время.   В начале XX века в Шалу со всей Олонецкой губернии собирались наемные рабочие (по-местному «бурлаки») на лесосплав.

 По сведениям Н.Я.Озерецковского в устье рек Шалы и Водлы функционировали стекольные заводы санкт-петербургского купца Тимофея Козлова: близ устья р.Шалы и на берегу залива Казачья Кара; а также в 9 верстах от Шальского погоста вверх по р.Водле такой же завод с-петербургского купца Ивана Долгого и вытегорского купца Анкудина Мартьянова. "На заводах делают большие стеклянные бутылки, обыкновенные бутылки, также большие и мелкие банки».
В заводе сем делают разного рода и величины банки, бутылки и прочую стеклянную посуду; работа оная следующим образом производится: в большую печь, покрытую каменным сводом, в коем находится шесть отверстий, поставляется шесть раскаленных муравленых горшков; сии наполняют доверха битыми стеклами или сделанным из песка и сосновой золы составом и, когда оный вскипит или поспеет, надувают дутельною трубкою раскаленного состава сего, помачивают водою и вытягивают щипцами род лопатки, снимают несколько раз пену и каменье, плавающие по верху состава, набирают после дутельною трубкою несколько оного, выдувают пузырем, омочают, вертят дабы длиннее вытянулся, ставят в политые водою деревянные формы, показывающие ширину дна бутылки, дуют вторично, поставляют для размягчения на огонь, выдувают бутылки, обрезывают горлышко нарочно сделанными для сего ножницами, вдавливают вострым концом лопатки дно и ставят в другую раскаленную печь, сию по малу охлаждая, придают бутылкам надлежащую крепость, после, вынув из огня, относят сотнями в анбар. Бутылок в год выделывают до 40.000, кроме многого количества разных банок, продают на 10.000 рублей и получают 3.000 барыша.
Шала была известна  и как центр былинной поэзии. Здесь в 60-х годах XIX века побывал известный собиратель фольклора П.Н.Рыбников, записавший местных сказителей (П.Антонова и др.)     В 1871 г. с такой же целью в Шалу приезжал другой крупный ученый-фольклорист А.Ф.Гильфердинг.
 
По сведениям Н.С.Шайжина в конце XIV века уже действовала постная церковь – Шальская Спасо-Преображенская. В XV-XVI веках появилась Успенская церковь. Архитектура п.Шала относится к западной историко-архитектурной зоне, прилегающей к Онежском озеру, где преобладает «русский» характер народной традиционной архитектуры с проявлением элементов вепсской этиологии. Среди памятников культуры здесь выявлены жилые и хозяйственные постройки, изображения (петроглифы). 
 
В окрестностях поселков Шальского и Первомайского известны археологические памятники датируемые эпохой неолита и энеолита IV-II тысячелетия до н.э. К западу от п.Шальского в устье р.Водлы располагается серия археологических находок: на правом берегу на южной оконечности правого приустьевого мыса Кочковнаволок насчитывается 30 фигур, группирующихся четырьмя скоплениями на протяжении десятков метров. Несколько плохо сохранившихся изображений располагается на северной оконечности западного мыса Лебединый Нос полуострова Кочковнаволок. Серия стоянок, относящихся к эпохе неолита, бронзы, железа IV, I тысячелетия до н.э. Все археологические находки и имеющиеся исторические сведения свидетельствуют о постоянстве поселений в устье р.Водлы, о преемственности расселения и природопользования. Это дает основание утверждать, что данное место является древним ядром освоения.

 

Новый
туристский портал

Перейти