Петровский сад (Парк культуры и отдыха)
XVIII век. Парк культуры и отдыха в Петрозаводске располагается на первой береговой террасе Онежского озера. Именно здесь, в начале XVIII века получил свое начало Петрозаводск, когда 29 августа 1703 г. генерал-губернатор Карелии, Ингрии и Эстляндии светлейший князь А. Д. Меньшиков по указанию Петра I положил первый камень в основание доменного цеха Шуйского (в дальнейшем Петровского) металлургического и оружейного завода, ставшего градообразующей основой будущего города. Бурный рост Петровских заводов способствовал и росту нового поселения.
Петр I несколько раз посещал Петровские Заводы для ознакомления с ходом дел на предприятиях, а также приезжая на лечение в Марциальные воды. Для царя и светлейшего князя в слободе были построены дворцы. До нашего времени дошло изображение одного из фасадов дворца. Других материалов, относящихся к наружному облику этого здания, не найдено, как не известен и автор этой постройки.
В одно из своих первых посещений Петровских Заводов царь положил начало благоустройству слободы, посадив вокруг дворца первые деревья будущей Березовой рощи. Дело в том, что территория в районе устья р. Лососинки, ранее покрытая густым еловым древостоем и на которой начала строиться слобода, в короткое время была очищена от леса, используемого для строительных нужд, а также для спасения от комаров и мошки, в изобилии обитающих в здешней тайге. Петр I не просто засаживал и благоустраивал пустырь вокруг дворца. Судя по плану первого карельского краеведа Т. Баландина, изображающему слободу 1720 г., сад, насаженный Петром, являл собой полноценную парковую композицию, связанную с эстетическими принципами барочных садов Франции XVII века. Стиль барокко проявил себя подчеркнуто симметричными композициями, как бы противопоставленными легкости и свободе живой природы. Самое начало XVIII века в России ознаменовалось строительством многочисленных городских усадеб в Петербурге, ставшем в 1712 году столицей. «Образцовые» проекты, созданные иностранными архитекторами, предлагали регулярную планировку: перед домом, стоявшим главным фасадом на улицу, находился парадный двор — курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки или к другому обширному водному пространству. Таким образцом планировочной структуры является планировка царской усадьбы в Петровских Заводах.
В этом миниатюрном комплексе (ширина сада около 100 м, длина — до стен крепости менее 200 м) есть все непременные элементы «французского» парка: сильная композиционная ось, стержень всего регулярно распланированного пространства ансамбля — центральная, самая широкая аллея парка, которая берет свое начало у водного зеркала небольшого пруда непосредственно перед центральным ризалитом дворца на самой верхней отметке парка. Спускаясь по рельефу, центральная аллея заканчивается перспективой Онежского озера. В средней своей части парк представлял собой открытый партер. «Насажден был он линейно по проспектам, с обеих сторон березками, а в курталах ильмами, рябиною, черемухою, вязом, кленом и изредка соснами и елями». Береза повислая, местный вид, преобладала в посадках, поэтому и парк стали называть впоследствии Березовой рощей.
Примерно в 70 метрах от дворца в сторону озера на территории парка размещалось и первое культовое сооружение в слободе — походная церковь Петра. Активное включение церкви в структуру ансамбля — также дань барочным композициям XVII века. Неизвестно, кто был автором планировки этой царской усадьбы. Но сам Петр проявлял также исключительный интерес к устройству цветочных партеров вблизи своих дворцов. Сохранился ряд документов, подтверждающих его личное участие в этом деле и свидетельствующих о его компетенции в ландшафтной архитектуре.
Березовый сад, насаженный при дворце Петра I, положил начало строительству первого парка в нашем городе. В первом официально утвержденном генеральном плане Петрозаводска, конфирмованном Екатериной II в 1785 г. и заложившем основу регулярной планировки города, Березовая роща (но уже без дворца) была отмечена как сохраняемый ландшафтный элемент в память о Петре I. К концу XVIII века, когда центр Петрозаводска в связи со строительством Александровского завода переместился к Круглой площади, на территории бывшей слободы единственными памятниками ее былого расцвета остались Петропавловская новоманерная церковь да березовая роща. Дворцы Петра I и А. Д. Меньшикова, административные и торговые здания сгнили и были снесены, превратились в руины сооружения бывших Петровских заводов.
XIХ век. План Т. Баландина, выполнявшийся им в 1810 году и представляющий нам состояние заводской слободы на 1717—1720 гг., составлялся «...из малозначущих развалин, оставшихся от земляной крепости, домны…, бывшего Дворца, пруда, палисада и существующего в остатках Березового сада...», т. е. по тем следам, что сохранились к началу XIX века.
Бывший Петровский парк пришел в запустение. Не стало владельца усадьбы — Петра I, был утрачен его дворец, при котором разбивался сад, служивший для украшения придворного быта, ассамблей, приема гостей. Отсутствие у Петровского парка хозяина явилось первой и основной причиной его упадка. Справедливости ради следует сказать, что в 1730 г. начальником Петровских заводов Циммерманом делались представления в Берг-коллегию и Сенат о восстановлении дворца и поддержании сада, но они не достигли результата.
По сохранившимся до наших дней нескольким деревьям липы мелколистной (являющимися самыми старыми посадками в парке культуры и отдыха), высаженным в 1775 г., можно сделать вывод о некоторых попытках сохранения и развития сада как общегородского места для прогулок. Из усадебного, пусть и миниатюрного парка, он превращается в так называемый публичный сад, которые начали появляться в России уже в начале XVIII века.
Восстанавливать «французский» стиль парка, судя по всему, никто и не пытался, хотя И. И. Благовещенский в своем очерке о Петровском саде отмечает, что в 1820 г. «заботливостью губернатора А. Н. Рыхлевского возобновлен сад по сохранившемуся первоначальному плану». На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла планировка без прямых линий, сад, в котором все его элементы, детали были, как бы созданы самой природой. Наиболее интенсивно эти идеи начали развиваться в Англии в XVIII веке, поэтому пейзажную, свободную планировку парков часто называют «английской». Таким образом, и получилось, что последующие попытки восстановления Петровского сада проходили уже в стиле, более соответствующем «английскому».
Большой ущерб был нанесен парку бурей, обрушившейся на город 5 июня 1803 г. Было повалено около 100 деревьев петровского времени. Губернские власти начала XIX века обращали мало внимания на Петровский сад, находящийся к тому времени, по сути, на городской периферии. Поворотным моментом в истории Петровского сада стал визит Александра I в наш город в 1819 г. После осмотра Александровского завода и города царь пожелал ознакомиться с Петровским садом как мемориальным местом, связанным с основателем Петрозаводска Петром I. Но, чтобы попасть в этот сад, Александр I «принужден был сам с довольным трудом открыть ворота».
Показательно, что местные власти после визита Александра привели Петровский сад в порядок. Позднее в своем дневнике А. А. Фуллон замечает, что там «...в последнее время старанием... олонецкого гражданского губернатора Рыхлевского и прочих чиновников построено... несколько павильонов, из коих в одном поставлен... в 1824 году чугунный бюст Государя императора Петра Великого». Бюст Петра I распорядился отлить А. А. Фуллон, и в апреле 1824 года олонецкий губернатор А. И. Рыхлевский приказал установить бюст основателя города в Петровском саду, на том камне, где, согласно преданиям, находился алтарь походной церкви Петра I. В том же году над этим памятником была построена деревянная готическая беседка, просуществовавшая до 1850 года. Позднее бюст был перенесен на другое место, в верхнюю часть парка — туда, где сейчас находится площадка перед летним театром. (с открытием в 1964 г. санатория «Марциальные воды» бюст перенесен туда). А камень алтаря походной церкви Петра I существует в парке и поныне — он служит основанием скульптуры, изображающей обнаженную девушку. При губернаторе А.И. Рыхлевском была также расширена площадь, занимаемая садом, и подновлены посадки.
Циркуляром Министерства внутренних дел от 15 июля 1833 года предписывалось «поручить Губернским архитекторам составить проекты генеральных планов губернских и уездных городов».
В 1849 г. на территории, примыкающей к городскому саду, купцом М. Пименовым, потомственным почетным гражданином и будущим городской головой, был выстроен детский приют, позже названный Николаевским. При приюте имелись два сада и огород. Под одним из садов подразумевалась роща из берез, акаций и черемухи на берегу Лососинки. В другом саду выращивали яблони, разводили цветы и ягоды: малину, смородину, крыжовник. Упоминание приюта в связи с Петровским парком важно тем, что его участок с садами и огородом впоследствии послужит расширению парка.
В 1850 г. губернатор Н. Е. Писарев вознамерился на месте бывшего дворца Петра I поставить ему памятник как основателю города. Губернатор предложил памятник «простой архитектуры с приличной надписью». Министр внутренних дел граф Перовский нашел, что проект не отвечает «высокому назначению», и предложил найти средства «для выполнения, хотя простого, но вполне изящного и художественного монумента». Средства со временем были найдены, и в 1873 году памятник Петру I установлен, но не в парке, а на Круглой площади.
Автор нового генерального плана города, высочайше утвержденного в 1854 году, губернский архитектор Василий Тухтаров большое внимание уделил озеленению Петрозаводска. Петровский, или Общественный, сад на генплане, разработанном В. Тухтаровым, получал территориальное развитие на правый берег Лососинки. Частично это пытались осуществлять в XIX веке. Свидетельства этому можно найти в архивных документах о ремонте «забора общественного сада напротив, за рекой Лососинкой». Однако впоследствии территория парка за рекой начала застраиваться деревянными домами. В середине века Градская Дума Петрозаводска ежегодно выделяла средства в размере 300 рублей серебром на поддержание Общественного сада. О том, что деньги эти были недостаточны, свидетельствует тот факт, что в 1851 году производитель работ архитекторский помощник Сковронский вынужден был «заплатить рабочим 10 рублей из собственных средств».
В 1855 году, в развитие идей генерального плана Петрозаводска, В. Тухтаров разработал генплан Общественного сада с расположением беседок, «дорожек с рассадкою дерев и бульвара». В. Тухтаров с 1830 до 1861 года постоянно проектировал для Общественного сада — беседки, ограды, скамейки, «как простые, так и на манер простых диванов», — а также занимался производством работ «по устройству новых и исправлению существующих, пришедших в ветхость» садовых строений и заборов с воротами и калитками.
Во второй половине девятнадцатого столетия обязанность о поддержании городского сада лежала на городской думе, и общественный исторический сад не был оставлен без внимания. Так, в 1855 г. произведено было работ по благоустройству сада на 1135 рублей. И когда в 1858 г. в Петрозаводск изволил пожаловать Александр II, отцам города уже не стыдно было показывать царю исторический Петровский сад. Современник восторженно описывает прогулки Александра: «...удостоили своим посещением общественный сад, где сохраняется несколько берез, насаженных руками Петра Великого, положившего начало разведению этого летнего народного гульбища. Пройдя по некоторым аллеям и взглянув на камень, служивший некогда подножием походной брезентовой церкви Петра I,...зашли в павильон, где здешнее общество собирается для танцев и слушания музыки; оттуда...всходили на верхний бельведер, с коего любовались открытым живописным видом на Онежское озеро и на Зарецкую сторону города».
В 1885 г. на пожертвованные частными лицами средства были проведены значительные работы по приведению в порядок общественного сада. Прежде всего, очищен был пруд от мусора и грязи, откосы пруда обложены булыжным камнем, дно уложено камнем и затрамбовано мелким щебнем. Перед прудом устроена большая площадка, обсаженная боярышником. Приведены в порядок аллеи. В связи с тем, что сад получил территориальное развитие к р. Лососинке, дополнительно были высажены выписанные из питомника 20 ясеней, 60 тополей, 20 дубов и 300 штук кротегуса. Из местных лиственных пород посажено более 200 берез, лип, кленов, рябины и ели. По указаниям губернатора Г. Г. Григорьева сделаны столбы с надписями, указывающими, где были походная церковь и дворец Петра.
С 1898 г. сад отдан был на шесть лет в пользование попечительству народной трезвости, которое приняло на себя содержание сада с правом устраивать в нем по воскресеньям развлечения для народа. «На самом крутом месте обрыва у реки попечительством устроен особый красивой архитектуры крытый навес. Отсюда прекрасный вид на Онежское озеро и устье реки Лососинки, бурливое и шумное течение которой так и напоминает водопад», — отмечает в своем очерке И. И. Благовещенский в 1903 г. и заключает: «Петровский сад благодаря заботам администрации и представителям общественного управления находится в исправном состоянии и служит местом прогулок публики, которой особенно много бывает в праздничные и воскресные дни». Большой вклад в развитие и благоустройство Большого общественного сада, как часто называли его в конце XIX века, по-прежнему вносили частные лица. Так, в 1868 г. австрийский подданный Н. Ф. Вишневский подал прошение городскому полицмейстеру следующего содержания: «С 1 мая... в течение летнего времени я намерен в саду... открыть гулянья для публики с разными... увеселительными забавами, как-то: музыкою, песельниками, качелями и исполинскими шагами, и... освещением, как простым, так и бенгальскими огнями, и буфетом, взимая по назначенным для сего дням за вход в сад плату...» Продолжил развитие аттракционов в парке купец Ивановский, установив в 1891 г. пониже пруда карусель. В 1900 г. купец Г. Е. Пименов построил здесь танцевальный павильон с паркетным полом, а вокруг сада была возобновлена ограда. Площадь парка на ту пору составляла всего 1,82 гектара.
На одной из фотографий С. Прокудина-Горского, сделанной им в Петрозаводске в 1915 году, изображен фрагмент Общественного сада с памятным знаком, установленным на месте некогда существовавшего здесь дворца Петра I.
ХХ век. В 1903 году Общественный сад находился в центре юбилейных торжеств по поводу 200-летия Петрозаводска. «Олонецкие губернские ведомости» пишут, что знаменательная эта годовщина была отпразднована достойным образом. Хочется обратить внимание на то, что в этом праздновании главную роль играли объекты, связанные с основателем города Петром I и расположенные в историческом Петровском саду, сохраненном «в исправном состоянии». «Олонецкие губернские ведомости» продолжают: «Торжества начались в Петропавловском соборе, построенном Петром Великим... Из храма торжественная процессия... направляется... к историческому общественному саду и вступает в него через боковые ворота. Аллеями сада, мимо центральной площадки с бюстом Петра I, процессия направляется к лесопильному заводу купца М. Н. Пикина. На одной из нижних аллей, против того места, где стояла походная церковь Петра, процессия остановилась; здесь дьяконом провозглашена была вечная память Петру I...»
Кстати, следует сказать, что Марк Николаевич Пикин в 1897 году, когда электрическое освещение в Петрозаводске было еще в диковинку, первым установив на своем лесопильном заводе динамо-машину и электрифицировав производство, провел бесплатно электричество в общественный сад, «желая придать ему во время иллюминации более изящный вид».
К 200-летию Петрозаводска Губернское земское собрание приняло решение о создании в городе музея Петра Великого. Городская дума бесплатно отвела в летнем общественном саду место для каменного здания музея, выделила материалы для его строительства. Однако из-за недостатка средств этот проект так и не был осуществлен. С 1911 г. городской сад начал приносить некоторую прибыль — в нем появилась театральная сцена, и был открыт кинематограф. В 1912 г. в парке был выстроен летний деревянный театр по проекту губернского архитектора Вячеслава Брусенцова (1855—1912). В 1915 году городская дума создала специальный комитет по управлению городским Общественным садом. Часть доходов от проводимых в саду мероприятий перечислялась в пользу детских приютов, Общины сестер милосердия и пр.
К 1930 году территория Городского парка расширилась, включив в себя участки сгоревших в 1924 г. Петропавловского и Воскресенского соборов. Бывший Петровский сад постепенно увеличивался в размерах, и стал называться Парком культуры и отдыха. Парк стал крупным культурно-просветительным учреждением. Организация разнообразных культурных мероприятий, для чего использовались лекторий, библиотека-читальня, передвижные выставки, школа обучения танцам и школа массовиков-затейников, школы обучению плаванию, гребле, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, различные аттракционы, спектакли профессиональных и самодеятельных актеров, тематические праздники и вечера, различные концерты, демонстрация фильмов, конкурсы и карнавалы, различные спортивные соревнования привлекали в парк огромную массу населения, что свидетельствует о его популярности и соответствии культурным запросам. В парке постоянно работали фотография и парикмахерская, а летом открывался ресторан и летний кинотеатр вместимостью 650 человек. Перед войной, по воспоминаниям старожилов, в парке высаживалось большое количество цветов.
Во время Великой Отечественной войны парк сильно пострадал: значительная часть деревьев была вырублена, цветочные клумбы и парковые постройки уничтожены. В послевоенные годы наряду с восстановлением разрушенного города большое внимание уделялось приведению в порядок Парка культуры и отдыха.
В 1949 г. в парке по проекту архитектора М. Старченко был сооружен летний кинотеатр, образ которого был навеян традициями карельского народного зодчества. Выполненное из дерева сооружение в своих формах продолжило строительные приемы карельских плотников и явилось попыткой привнести в новую постройку национальные традиции. К сожалению, здание кинотеатра сгорело в 1970-е годы. От кинотеатра в парке осталась только часть — двухэтажный кирпичный блок кинопроекционной.
В начале 1950-х по проекту Л. Мунасыповой была построена новая танцевальная площадка, впоследствии сильно перестроенная. В настоящее время танцевальная площадка в парке не функционирует.
В 1955 году в Республиканской проектной конторе (ныне «Карелпроект») среди архитекторов был проведен конкурс «на планировку и идею оформления Парка культуры и отдыха». Победителями стали архитекторы Г.а Воронова и А. Дубовский. Зеленый театр и танцевальный павильон (арх. Г. Воронова, А. Дубовский), ресторан (арх. Л. Мунасыпова), выставочный павильон (арх. Э. Клемм), лодочная станция и павильон для настольного тенниса (арх. В. Орфинский) были запроектированы в национальном стиле. К сожалению, Парк культуры и отдыха в карельском стиле также не был осуществлен.
Начиная с первых послевоенных проектов планировки Парка культуры в Петрозаводске, были сделаны серьезные шаги по освоению прибрежной территории, включая устье Лососинки, в качестве рекреационной городской зоны. Издавна эта часть нынешнего парка являлась сугубо городской — была застроена жилыми домами, постройками пристани, а затем речного вокзала, а также производственными зданиями. В проекте детальной планировки центра Петрозаводска, выполненном ленинградским ГИПРОГОРом в 1941 году, вся прибрежная территория бывшего лесопильного завода отводилась для расширения Парка культуры и отдыха. При осуществлении проекта 1955 года парк получил развитие в сторону Онежского озера, для чего были снесены остатки Лососинского лесопильного завода, убраны многочисленные склады дров и пиломатериалов.
В связи со строительством туркомплекса «Карелия» в 1976 г. был выполнен проект благоустройства поймы р. Лососинки от Зарецкого (б. Пименовского) моста до береговой линии озера (автор — Ю. Ю. Карма).
В настоящее время парк занимает площадь около 13 га. На его территории произрастает 46 видов древесных и кустарниковых растений, формирующих зону отдыха парка и окружающих летний театр, эстраду, танцевальную площадку, теннисный корт, группу аттракционов. Сразу после войны для скорейшего восстановления парка высаживались быстрорастущие, но малоценные породы. Так, здесь довольно много тополей и клена ясенелистного, не отличающихся высокими декоративными качествами. Посадки 1950-х гг.: аллеи и группы липы мелколистной, лиственницы сибирской, клена остролистного, березы повислой, ясеня обыкновенного. Позже высаживались декоративные парковые культуры — дуб черешчатый, тополь берлинский, яблоня и др. К 200-летию А. С. Пушкина, в июне 1999 г., в парке, в районе набережной, было высажено 200 берез, которые должны были образовать Пушкинскую аллею.
По материалам Е.Ициксон