Мегрега – старинное село, ставшее ныне практически южным форпостом или спутником Олонца. Это первое село после южного съезда с автомагистрали в сторону Олонца. Мегрега, таким образом, есть своего рода страж Олонии, впускающий каждый раз случайного посетителя в Олонец. Именно здесь начинаются слободы, тянущиеся дальше вниз по течению Мегреги вдоль дороги и выводящие незаметно путешественника в город. Но и в ряду слобод Мегрега занимает необычное место. Она встречает кладбищем с небольшой деревянной церковкой Флора и Лавра XVII века и небольшой речушкой посреди села, через которую перекинут мост.
Главная достопримечательность Мегреги как бы и не ассоциируется вовсе с самим селом: церковь Флора и Лавра, 1613 г. с кладбищем или просто проскакивается несведущими путешественниками, или же, будучи известной им, существует автономно от села, приютившего ее на самой своей окраине. Поэтому отдельно воспринимается Мегрега – большое село со своей полуразрушенной и обезглавленной каменной церковью Воскрешения Христова, преобразованной в советское время в клуб, и изгибающейся дорогой, виляющей по селу и вдоль речки. И отдельно – кладбище с маленькой камерной церковью и несколькими прихожанками, которых встретить в самом селе как-то не мыслится. Жители Мегреги вообще известны, как стремящиеся стать горожанами. Отсюда многие постоянно ездят в Олонец, который стал для них непременным продолжением родного села. Вернее, скорее просто Мегрега стала для них не более чем отдалённой частью Олонца. От этого ещё более удивительно, что на самом-то деле она при этом не перестала быть нормальным большим карельским селом.
Мегрега – переломная точка, восточнее которой начинается восхождение по катене. Отсюда уходит дорога на восток, которая понемногу заводит незаметно вверх, в леса и к горушкам. На запад же – прямая дорога к Ладоге, через почти среднерусские поля и луга Олонецкой низины. Мегрега – это первая точка особенной Олонецкой Карелии. Благоприятные климатические условия дополняются здесь на редкость удачно расположенной низиной, образовавшейся среди залесённых сельг, при впадении Мегреги в Олонку. Этот район своего рода аналог знаменитого кольца лугов Присухоны, где издавна развивающееся молочное животноводство взрастило ныне широко известный бренд Вологодского масла. И как неожиданно среди густых лесов Вологодчины вдруг встречаешь, все в лугах, верховья Сухоны – так и тут, среди карельских сельг, сосняков и маленьких ламбушек Пространство вдруг словно расширяется. Оно становится более свободным, растянутым; возникают обширные луга и поля, леса поднимаются выше по склонам отрогов Олонецкой возвышенности с её плавными холмами, озёра встречаются реже, а реки становятся полноводными. Так и жители здесь словно понемногу "открываются", карельская замкнутость начинает улетучиваться; появляются большие деревни с гигантскими бревенчатыми двухэтажными домами, стиль которых неизменен и в современных постройках.
Население: 1,3 тыс. человек