Село Шуя под Петрозаводском , расположенное в низовьях одноименной реки, — преемник погоста-места, являвшегося центром административно-территориального округа Никольского погоста, о котором упоминалось в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Но Шуйский погост интересен не только своей древностью: в историю отечественной архитектуры он вошел в первую очередь благодаря выдающемуся культовому ансамблю XVIII-XIX вв. — двум церквам и колокольне. Предшественницы шуйских церквей отражены в писцовом делопроизводстве: писец Андрей Лихачев и подьячий Ляпун Добрынин отметили существование в 1563 г. на погосте двух церквей — Николы Чудотворца с приделом Рождества Богородицы и теплой Рождества Иоанна Предтечи.
Вскоре храмы были сожжены "немецкими людьми" (в писцовой книге 1582 г. упомянуты только "места церковные"), Во время упомянутого пожара Шуйских церквей некоторые из церковных икон были спасены, в том числе икона св. Николая Чудотворца, которая, по преданию, была извлечена из огня невредимой. Из других древних икон замечательная икона св. Варлаама Хутынского, – написание ее относится к 1660 г., кроме того имелись другие древние священные предметы: 1) Запрестольный крест 1680 г. (при царе Феодоре Алексеевиче и патриархе Iоакиме), 2) Евангелiи, напечатанное в шестое лето патриаршества Никона, 3) Апостол старинной печати, года издания его не обозначено, но, как утверждает церковная летопись, «изданъ онъ судя по языку при патрiархѣ Iосифѣ или даже ранѣе»; 4) венцы сделанные из холстины, и др. предметыно отстроены заново к началу XVII в. Отмечены писцами в 1616-1619 гг. — Церкви просуществовали до конца XVII в. (упомянуты в писцовой книге 1628-1631 гг. и в переписных книгах 1646 и 1678 гг.), Никольская как "древяная, клетски", Предтеченская как "теплая, с трапезою, на подклете, древяная, верх шатровой".но уже в XVIII в. (Предтеченская) и в XIX в. (Никольская) заменены новыми, дожившими до 1941 г. В наши дни о замечательном ансамбле рассказывают уже только довоенные фотографии. Их сохранилось немного — и тем ценнее обнаруженные в фотофонде Центрального архива Республики Карелия снимки 1930-х гг. фотографа-краеведа Г.Анкудинова, рассказывающие о храмовом ансамбле и его ближайшем окружении — застройке села, точнее, сросшегося гнезда деревень.
До 30-х годов XIX ст. этот приход сильно заражен былъ расколом, имел свою молельню и настоятеля. Молельня помещалась в доме расколоучителя Василия Архипова, бывшего Шуйского дьячка, лишенного за что-то этого звания. «Этот коновод раскола», говорит церковная летопись, «носил монашеское платье и вериги, показывался постником», чем привлекал к себе и расколу не только своих Шуйских крестьян, но даже купцов г. Петрозаводска. Такое направление приходской жизни застал в Шуе известный Олонецкий архипастырь и, конечно не мог равнодушно отнестись к нему. Он пастырскими мерами и при содействии гражданской власти достиг того, что раскольническая моленная в Шуе была уничтожена и расколъ подавлен.
Коренным занятием местных крестьян было земледелие, но плохие урожаи на каменистой почве с увеличением населения заставили крестьян искать других статей доходов и в данном случае они отдались естественному течению жизни подгородних сел. Все, что добывают они в своем хозяйстве, везут числящееся в доме, как излишек, а иногда из нужды и последнее, – в г. Петрозаводск: молоко, яйца, масло, рыбу, дичь, ягоды, сено и пр.; кроме того, одни из них в свое время занимались вывозкою из разных мест чугунной руды в г. Петрозаводск для Александровского завода, чугуна с заводов Кончезерского, Шуезерского и Валааминского для того же завода; другие зимою вывозкою, а летом леса по реке Шуе на ближайшiя пристани...Л–в С. По пути. С. Шуя, Петрозаводского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1904. № 111. С. 2.