Расположена деревня Вóдла на двух холмах Водлинской низменности, на левом берегу реки Водлы, в 76 км от Пудожа. Относится она к Кубовской сельской администрации Пудожского района Карелии.
Название Водла было дано реке, а затем перенесено на возникшее при ней поселение. Предшественниками русских в Пудожском крае были финно-угры, то есть предки карел и вепсов. След в топонимии Пудожья оставили саами, ещё более древнее население Карелии. Археологами в бассейне Водлы фиксируются сосуществование двух археологических культур X -го – первой половины XI века: безкерамической, тяготеющей к Фенноскандии, связываемой с саамским населением, и культуры грубой лепной керамики, близкой керамике юго-восточного Приладожья, и относящейся к предкам нынешних вепсов. В 1078 году после подчинения Старой Ладоги Новгороду на Русский Север, в том числе в бассейн Водлы, стали проникать представители еще одного прибалтийско-финского этноса — карелы. Принято считать, что преимущественно ими была колонизована территория Пудожья севернее Водлы, а южнее её — по большей части вепсами. Начало массовой колонизации русскими крестьянами Обонежья и Пудожья пришлось на вторую половину XIV века. Колонизационный поток русских крестьян из Псковско-Новгородских земель в XV веке дополнился в Пудожье множеством крестьян из московских земель со стороны Белого озера, а затем и Кенозера. Русские освоили пудожскую землю в промысловом отношении, потеснив аборигенов на север. Глухие леса оградили эти места от татаро-монгольского нашествия, здесь не знали крепостного права, и здесь, на Русском Севере, особенно полно сохранялась дохристианская, языческая культура: обряды, песни, причитания. Следом за первопроходцами направлялись на северо-восток звероловы и рыболовы. Боярских холопов сменяли независимые люди, промысловики и пахари, закрепляя за русскими Обонежье, Подвинье, Поморье. Чтобы не сгинуть в отчаянной борьбе с природой, дикими зверями и аборигенами, эти люди объединялись “в два-три друга” и продвигались на север, оседали. На облюбованном месте разбивали становище, создавая хозяйственный оазис в глухих местах. Так постепенно возникали земледельческие поселения.
Предположительно деревня в виде погоста на острове возникла в период освоения северного края новгородцами (1136–1478 годы). Деревня впервые упоминается в Новгородских летописях в XV веке. Земли в верховьях реки, в том числе и деревня, под названием Настасьинские земли, принадлежали новгородской боярыне Настасье Григорьевой. В низовьях реки было также несколько деревень новгородской боярыни Марфы Борецкой (Марфы Посадницы). Когда-то по реке проходил торговый путь новгородцев к Белому морю через великий северный волок, в 30 км от деревни Водлы. Вдоль реки были их вотчины. После падения Новгорода Московское государство шло к северным землям своими путями через Вологду, Устюг, Кириллов, Каргополь. “Судовые ходы” новгородцев по реке Водле, Водлозеру превратились в далёкую глубинку, надолго законсервировав древнюю новгородскую культуру; в основном сформировался этнический состав населения, которое стало хранителем обычаев и традиций с тех дальних времён до наших дней. Это почувствовали и по-своему отреагировали жители начинающихся поселений — пудожане. Они стали осваивать новые дороги не на север по ходу дружины, а на восток — до Каргополя и на северо-восток до населённого пункта Федово. Таким образом, деревня Вóдла оказалась в центре погостов, которые сформировались с XIV века. Северный волок существовал до середины XIX века только для местной связи с Кенозером. Ближайшие ярмарки были на Ильинском погосте на Водлозере (исток реки Водлы), в селе Вершинина на Кенозере и в селе Усть-Поча севернее Кенозера. Впервые упоминались они в XV веке и просуществовали до 1920-30 годов. Эти торговые связи с Водлозером, Кенозером, а также с Вытегрой и Каргополем влияли на культуру Водлы.
Деревня Водла условно делилась на три части и имела в народе свои названия: 3ахáрово (начало деревни), Щéтево (середина), Конéц (конец). В настоящее время в деревне сохранились 23 дома, из них три полуразрушены. Из старожилов осталось только четыре фамилии: Васюнóвы, Хрусталёвы, Афóнины, Русалéины. До революции и примерно до 30-х годов на погосте (острове) жили только пара семей и священник с попадьёй. Застроена деревня была плотно, так как пахотная земля у дома исчислялась одной-двумя сотками, а основные поля были расположены вокруг деревни по обе стороны реки. Сохранились народные названия полей по их принадлежности крестьянам полей. Кроме того существовало деление и самих окрестностей: Осиноватица, Соколовщина, в Лáшином Кóрне, Спирин Корень (ныне кладбище), Заводы´, Пятков Бор. В настоящее время это либо сенокосы, либо поля картофеля, принадлежащие жителям поселка Водла.
Деревня Водла условно делилась на три части и имела в народе свои названия: 3ахáрово (начало деревни), Щéтево (середина), Конéц (конец). В настоящее время в деревне сохранились 23 дома, из них три полуразрушены. Из старожилов осталось только четыре фамилии: Васюнóвы, Хрусталёвы, Афóнины, Русалéины. До революции и примерно до 30-х годов на погосте (острове) жили только пара семей и священник с попадьёй. Застроена деревня была плотно, так как пахотная земля у дома исчислялась одной-двумя сотками, а основные поля были расположены вокруг деревни по обе стороны реки. Сохранились народные названия полей по их принадлежности крестьянам полей. Кроме того существовало деление и самих окрестностей: Осиноватица, Соколовщина, в Лáшином Кóрне, Спирин Корень (ныне кладбище), Заводы´, Пятков Бор. В настоящее время это либо сенокосы, либо поля картофеля, принадлежащие жителям поселка Водла.
В радиусе 20 км расположились: Зáволочье, Верхняя Половúна, Нижняя Половúна, Верхний Падýн, Нижний Падýн, Сáлма, Мúнина, Чáсова, Еремéевская, Кузнецóвская, Кýмбасóзеро, Вúрозеро. Сейчас вышеназванных деревень нет, на их месте урочища, сенокосы; люди переехали в деревню и посёлок Водла. С возникновением в 1960 году посёлка Водлы в двух километрах от деревни Водлы располагающийся с западной стороны острова-погоста залив получил в народе название Деревенское озеро. Шоссейная дорога, соединившая д. Водлу с центром Пудожского района, была построена в конце 1950-х – начале 1960-х годов. По соседству с деревней, чуть ниже по течению реки, был организован одноименный лесопункт. Началось строительство жилья и производственной базы, инфраструктуры крупного лесного поселка, в том числе средней школы, медпункта, дома культуры, почты. Близкое соседство с лесным поселком спасло д. Водлу от исчезновения с карты Карелии. В поселок стало стекаться население ближней и средней округ, привлекаемое бесплатно предоставляемыми квартирами и высокооплачиваемой работой. Сельскохозяйственное производство в окрестных деревнях прекратилось, сами деревни перешли в разряд неперспективных поселений, жизнь в них постепенно замерла. Люди приехали в поселок из Чуялы, с Вамы, с Верхней и Нижней Половины, с Верхнего и Нижнего Падуна, из Вирозера, с Заволочья и деревни Волок, из Корбозера, Кумбасозера и Тамбичозера, с Салмозера. Таким образом, культурное единство былой округи поддерживалось еще несколько десятилетий за счет общения стариков непосредственно в поселке и в деревне Водле.
На острове за рекой расположена деревянная Троицкая церковь. Сейчас она стоит на полуострове, так как уровень воды в реке Водле значительно ниже уровня тех далеких лет, поэтому образовался перешеек — часть суши с правого берега реки, по которому можно пройти к месту расположения церкви и кладбища в любое время года, что подтверждают топографические карты выпуска 1992 года.
Престольным праздником в деревне Водле была Троица. По легенде Троицкую церковь строили на том холме, где сейчас деревня. Дважды церковь горела, а после её переноса на остров она сохранилась до 1998 года, когда её сожгли. До 1918 года при церкви было Водлинское земское училище. Остались книги-учебники с печатью училища, найденные краеведами Водлинской средней школы. После отделения церкви от государства в 1918 году, прекращения выплаты жалования священникам, священнослужитель Михаил ещё некоторое время проводил религиозные службы. Прихожане-крестьяне поддерживали священника продуктами из своего хозяйства. Церковный колокол снят на переплавку для пушек. В довоенное и послевоенное время и во время войны 1941–1945 годов жители деревни Водлы соблюдали религиозные праздники, посещали церковь и сохраняли её внутреннее убранство. Со строительством посёлка Водлы, с 1958 года, началось варварское разрушение церкви. Местные жители во время праздников украшали церковь, клали на тарелочки монеты. После их ухода приходили дети из посёлка Водлы и забирали монеты. Прихожане стали прятать монетки в щели, что послужило уничтожению внутреннего убранства церкви: поселковые дети отрывали доски стен, потолка, полов, а затем её сожгли.
Более подробную инфорамацию об истории и новых исследованиях деревни можно узнать на сайте http://www.vodla.ru
Более подробную инфорамацию об истории и новых исследованиях деревни можно узнать на сайте http://www.vodla.ru