г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Петроглифы на Восточном берегу Онежского озера

Петроглифы на Восточном берегу Онежского озера
Район

Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.

Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. "Каменная летопись", "Библия каменного века" - так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".

Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм. В отличие от наскальных изображений других районов карельские петроглифы находятся не на вертикальном, а почти на горизонтальном "полотне", под ногами посетителей.

Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.

Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время - от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.

Наскальные святилища находятся в двух местах:

Петроглифы на восточном берегу Онежского озера

Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом".

 

Петроглифы. Лебедь Петроглифы. Любовь Петроглифы. Лось и охотник

Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.

Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 - 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.

Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая "триада" на оконечности мыса Бесов Нос: "бес" (фигура человека больше двух метров с растопыренными пальцами и непропорционально маленькими ногами), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов).

Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский. Жители близлежайших деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением "нечистой силы", о чем говорит само название мыса. Монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря пытались нейтрализовать эти "дьявольские картинки", выбивая христианские кресты на некоторых фигурах.

Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки - 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 - 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.

Онежские петроглифы открыл в 1848 г. геолог из Санкт-Петербурга К.Гревинг.

Немало труда затрачено на выявление широко известных теперь онежских петроглифов. Известные исследователь петроглифов А.Я.Брюсов специально наблюдал за поверхностью скал в разные часы летнего дня. Ему удалось разглядеть ряд плохо заметных изображений, видимых только в определенные часы. "Однажды - пишет А.Я.Брюсов - после большого дождя поднялся сильный ветер, который быстро высушил гладкие поверхности скал, тогда как даже в едва заметных углублениях влага окрашивала их в темный цвет. При этом на Бесовом Носу, восточнее центральной группы, за большой трещиной ярко вырисовалось несколько изображений, которые при иных условиях оставались невидимыми во все часы дня. Только резкая разница в цвете высохшей гладкой поверхности и еще влажных мельчайших выбоин, разница, которую почти невозможно осуществить искусственным путем, создала случайную возможность видеть эти изображения".

И по сей день ученые открывают новые рисунки или же неизвестные ранее важные детали старых изображений. Одна из причин таких сюрпризов - плохая сохранность многих наскальных фигур. Время не пощадило их: выбитая часть сильно потемнела и зачастую сливается по цвету и фактуре с поверхностью окружающих скал, рельеф их стал мельче. Особенно сильно стерлись рисунки, расположенные у самой воды, постоянно омываемые волнами озера.

Еще сильнее сглаживают изображения ледоходы. Высота ледяных торосов достигает здесь 5 - 6 метров. Порой они отрывают от скал целые куски, ставят их в неустойчивое положение, а иногда сталкивают в пучину озера. Чуть выше, куда не достигают волны, рисунки разъедают мхи и лишайники. Трещины и разломы среди скал, многочисленные выбоины и шрамы свидетельствуют о постоянной разрушительной работе стихии, уничтожившей десятки изображений. Но основная масса их все же сохранилась и настолько, что поддается фотографированию без подкраски.

Четкость наскальных гравюр в большой степени зависит от освещения. Лучше всего осматривать их ранним солнечным утром или вечером. Косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображения более рельефными и хорошо заметными. Световые эффекты подчас настолько сильны, что буквально преображают рисунки. Когда солнце совсем низко склоняется к горизонту, по скалам бегут заходящие лучи, и темно-красный, отполированный до блеска гранит сияет мягким розовым светом, а плохо различимые рисунки вспыхивают ярко, как лампочки.

Еще одна любопытная зависимость изображений от солнца: в лучах заходящего солнца рисунки двигаются. Древние онежцы сделали открытие, в котором содержится намек на будущие "живые картинки" - современное кино. Творчество онежских художников создало самый древний в мире кинематограф.

Как добраться:

От Водного вокзала г. Петрозаводск до Шалы ходят пассажирские суда. Расписание здесь.
Далее придется нанять лодку или идти пешком.

Новый
туристский портал

Перейти