Памятник строителям Мурманской железной дороги 1914-1916 гг. ж/д перегон Лоухи- Амбарный
...Между станциями Боярская и Амбарный стоит обелиск, установленный с ноября 1916 года. Это смычка, т.е. место встречи северных и южных строителей железной дороги. Осталось каких-то несколько лет до столетия празднования октябрьской магистрали, ранее называемой "мурманской".
Немного истории. Смычка произошла на 537-ой версте от Петрозаводска. По старой традиции, сохранившейся до наших дней, состоялась торжественная церемония забивки двух последних, венчавших дело, серебряных костылей. На этой церемонии присутствовал генерал-майор князь Багратион-Мухранский.
Несколько лет назад финские железнодорожники из губернского города Оулу побывали на этом памятном месте и возложили цветы, как дань памяти железнодорожным строителям прошлого века. "Мурманку" строили китайцы, пленные австрийцы, русские и, по достоверным данным, финские строители. Триста лапландцев на оленьих упряжках подвозили материалы для возведения, дорожного полотна и работали землекопами. (Из статьи "Как живешь, район?" В. Бехтерева в районной газете "Приполярье").
Справка центрального Государственного архива КАССР от 11.11.1983 г. свидетельствует: «3 ноября 1916 г. в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск — Романов (Мурманск). По окончанию молебствия по железной дороге прошел экстренный поезд в составе 4-х вагонов».
Обзор документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог можно посмотреть здесь.