г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Лапино

Лапино

Деревня Лапино расположено в 25 километрах от Белого моря, на берегу реки Сума и в 13 км от Сумозера, из которого река вытекает. В ней была церковь со своим «святым пок­ровителем» и престольным праздником — Покровом, который праздновался 15 октября, потому Лапино называлось селом. Это дало право в начале 20-х годов образовать Лапинскую волость, в которую, кроме села, вошли также деревни Ендогуба, Сумостров, Пулозеро, Воренжа и Коросозеро. Первым председателем Лапинского ВИКа (волостного исполнительского комитета) стал Василий Александрович Бахирев.

Место, где стоит деревня на реке, которая после Верхнего порога принимает спокойное течение и на протяжении почти трех километров протекает между красивыми берегами до Низовского порога. После порога она сразу делает крутой поворот влево, а направо, омывая два острова, образует почти километровый залив. Само поселение большей своей частью расположена на правом, более высоком берегу, а на левом — напротив деревни — расположено кладбище (их два — старое и новое). Ниже села река, обогнув Наволок, опять разливается, образовав Овечий остров и несколько заливов на двухкилометровом расстоянии, сужается между двухсторонними горами и, прорвавшись между ними в районе Низовского порога, протекает в довольно низкой местности около 7 км.
Из книги «Последний Новик» известно, что в царствование Петра Первого царевной Софьей в целях создания оппозиции царю из числа ее единоверцев были созданы поселения в необжитых окраинных районах России, в частности, в Олонце, Повенце и прилегающих к ним озерам и рекам. Переезжая и заселяя новые места, жители, конечно, старались сохранить хотя бы в названии деревни память о своей первой родине. Жители села почему-то одни из всех окружающих деревень говаривали, что Лапино деревня — Москвы уголок! Откуда это могло взяться? Ведь никто из них до первой мировой войны и в Москве-то никогда не бывал. Между тем, это выражение переходило из поколения в поколение, скорее всего предки нынешних лапинцов были выходцами из Подмосковья, из деревни с одноименным названием.
Деревня застраивалась сначала на более низком берегу реки (за ручьем Напка), а выше по реке было самое первое кладбище основателей деревни. Позднее на этом месте были построены церковь и дом священника. Это было самое красивое место в деревне. Сама церковь, хотя и была не очень большая, но построенная из добротного леса в самой высокой точке деревни. Между церковью и домом священника был разбит небольшой сад из ивы, рябины, черемухи и других деревьев, которые росли в окрестных лесах.
При впадении ручья Напка в реку на самом мысу стояла деревянная часовня в честь какого-то святого. Она была древнее церкви и, вероятно, служила в годы становления деревни первым местом для богослужения. В первой половине XIX века село перешагнуло через ручей и стало застраиваться сначала до пригорка перед церковью, а затем и рядом, и вокруг нее.
Эта часть села получила название — Новый усад, а позднее его стали называть Новым селом. С левой стороны церкви, если смотреть на реку, вероятно, во второй половине XIX века была построена школа, здание которой сохранилось до сих пор, но уже в 60-х годах переоборудованное под магазин. Было несколько двухэтажных домов. Хотя они были и двухэтажные, но не намного выше обычных, одноэтажных домов. Эти дома строились без подполья, и первый этаж как бы начинался сразу от земли, а не с уровня крыльца одноэтажного дома. Планировка этих домов обычно была приспособлена для одной семьи, но были и для двух. Вместо подполья в этих домах были построены погреба.
Вот так, примерно, выглядят схемы этих типов домов.
Почти каждая семья имела па берегу реки или ручья баню, обычно черного типа (с каменкой без трубы и выходом дыма через небольшое отверстие в стене, которое после окончания топки закрывалось).
В округе села, километров на десять, расположено до сотни озер и так называемых ламбин. Наиболее значительные, вернее, промысловые озера: Палозеро Дорожное и Палозеро Коровье, Чагозерское, Чагозеро, Сормосозеро, Пертозеро, Тегозеро, Подкозеро, Пялозеро, Ку-юшозеро (Верхнее и Нижнее), Рога, Кодаламба, Жаболамба, Васькозеро, Вирмозеро и многие другие. В селе ежегодно почти до самой войны 1941—1945 годов осенью разыгрывали: кому какое озеро или река будущей весной будет служить базой для весновки (весеннего лова рыбы). На все семьдесят дворов (столько до войны их было) хватало озер и части реки между Кривец и до Пустовского (около17 км). Река обычно делилась на четыре надела. Каждый приобретал за символическую плату озеро или часть реки и промышлял там рыбу весь сезон от ранней весны до поздней осени мережами, сетями и неводами. Ловля удочкой, дорожкой и самоловками разрешалась каждому в любом месте независимо от того, являешься ли ты в этот год арендатором того озера или нет. Кроме того, летом разрешалось ловить сетями также в любом месте, хотя практически этого никто не делал, так как для такой ловли нужна лодка, которая каждым хозяйством завозилась зимой в арендуемые озера или реку. Летом ни один взрослый не имел возможности заниматься рыбной ловлей, так как был занят полевыми работами, сенокосом или сплавом леса до моря.
Летний лов рыбы был уделом мальчишек до 10-12 лет, которые и были кормильцами ры­бой в этот период. Сама ловля рыбы была жизненной необходимостью, средством для кормления и существования членов семьи.
По берегам рек, озер и в глубинах стояли леса (в основном сосна и ель). Поскольку их было достаточно, все сельские здания построены из бревен. Дома строились высокие, с подпольем, где хранились всю зиму картофель, а летом соленая рыба, мясо и молочные продукты. Вплотную к дому (под одной крышей) ставился так называемый сарай, тоже в два яруса. Наверху место для сена (с въездом на лошади прямо в сарай), а внизу были два хлева (один для коров, второй для овец) и конюшня. Между жилыми комнатами и сараем располагались сени с кладовушками и входом на подволоку. В кладовых хранились моченые ягоды (брусника, морошка) и соленья — в основном волнушки и грузди. Черника и грибы (боровики, подосиновики) заготавливались только в сушеном виде. Рыбы, волнух, ягод заготавливалось впрок и много: бочками, ушатами и кадками, с таким расчетом, чтобы хватило до следующего урожая или сезона.
В связи со скудными и бедными почвами пашни для посева хлеба и посадки картофеля было мало. Сами поля представляли отвоеванные у леса каменистые и песчаные куски. Родилось только жито (ячмень) и рожь. Муку старались приобретать в лавке или ездили зимой в Сумский Посад и покупали ее в обмен на сиги, семгу или грибы и ягоды.
Сам процесс уборки ржи и ячменя имел свои особенности. После жатвы хлеба (жали толь­ко серпом) снопы ставили вертикально (колосом вверх) в копешки по 12 штук. После трех-пятидневного хранения снопы вешали на так называемые зароды. Это вертикальная, метров 7-8 высотой, стенка из жердей и двух-трех связующих планок с отверстиями для жердей. Это сооружение ставилось на краю поля. Имелись такие зароды на каждом куске обрабатываемой земли. Снопы подносили к зароду, и один из членов семьи сидел на жерди и ломал (сгибал) сноп пополам и начинал навешивать их снизу, ряд за рядом до самого верха. При таком хранении снопы очень хорошо сохранялись, проветривались и подсыхали. Перед молотьбой снопы свозили в риги и в теплушках дополнительно досушивали. После сушки снопы в ригах на земляном полу молотились цепами. Для помола зерна на Верхнем пороге была построена водяная мельница. Поскольку по реке всегда сплавляли лес и бывали сильные паводки, то для мельницы был устроен специальный водовод из деревянных клеток с камнем, который не мешал ни паводковым водам, ни сплаву леса.
Село была расположена на тракте Надвоицы — Картозеро —Ендогуба — Лапино — Сумский Посад и далее на север в Беломорск, а на юг — в Нюхчу и Онегу. Самый лучший обзор открывается с горы Попок. С нее хорошо просматривалась не только село, но и все поля, река с островами и заливами и даже Юковские горы, находящиеся в 25 км, и собор в Сумском Посаде, пока он не был разрушен.
В революционные годы в село приходили белогвардейская карательная группа ротмистра Сивкина и англичане, которые оккупировали, почти все побережье Белого моря.
Где-то до 1925 года дорога из Лапино («губернаторский» тракт с Олонца) на Сумский Посад проходила по правому берегу с высокими горами и пересекала реку Суму в районе Низовского порога. В это же время для облегчения проезда в конце деревни был построен мост через реку и проложена дорога по более низким местам вплоть до 6 км. После постройки моста стал обживаться и левый берег Сумы. Первый дом был поставлен семьей Лепетухиных, а затем и другими семьями. В 1926-1927 гг. в селе было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ). Своим первым общественным делом они посчитали осушку Березового болота (рядом с пожнями около Дорожного Палозера) и расширение пастбищных угодий, ко­торых было мало, а если были, то вдалеке (в 10-12 и даже в 20-ти верстах). На Березовом болоте прорыли канавы, расчистили его от кустарников и деревьев, и впос­ледствии получилась приличная площадь для покоса. В первые годы урожай делили поровну между членами ТОЗ.
 
В 1936 году начались громкие судебные процессы над троцкистско-зиновьевскими и бухаринско-каменевскими бандами. Уже начинали набирать силу массовость репрессий. Один за другим исчезали партийные, государственные деятели, работники предприятий, учреждений, рабочие, колхозники. Не обошла стороной беда жителей Лапино. Вот они: Бахирев Гаврила Иванович, Бахирев Михаил Васильевич, Бахирев Василий Александрович, Воробьев Иван Тарасович, Поздняков Иван Иванович, Свиньин Михаил Родионович, Свиньин Яков Иванович, Филатов Федор Семенович, Федотов Иван Павлович. Все они главы семейств. В селение в то время было 70 домов. Значит, почти 13 процентов семей были обезглавлены: и ни об одном из них никто не получил ни единой весточки. (по воспоминаниям Федора Бахирева. Москва, 1985 год, Источник:http://pomorskibereg.ru/lapino/#more-1239)
 
В начале 20 века в селе побывал знаменитый исследователь Г.Цейтлин, который собирал этнографический материал по Поморью, в частности, он описал свадебные обычаи Лапинской волости, которые сам наблюдал, и, кроме того, отметил «пожилую и пользующуюся репутацией хорошей подголосницы, крестьянки Лапинской волости Матрены Федоровны Бахиревой», от которой он записал поморские причитания.
 
В настоящее время Лапино – деревня, входящая в состав Сумпосадского сельского поселения.

Новый
туристский портал

Перейти