Заброшенная деревня Линдозеро находится в 151 км. от Петрозаводска в сторону Мурманска на берегу озера Линдозеро в устье реки Суна, впадающей в Онежское озеро. Когда-то это было село на проселочной дороге, ведущей на Валазминский чугунно-плавильный завод, на левом берегу реки Суны, широкой, по местам, и живописной. Линдозером оно называется от карельского слова «Линду»‒ птица, которой в окрестностях очень много. Находясь на границе Карельского уезда, в XVII веке Линдозеро не раз подвергалось набегам шведов. Уходили сюда раскольники, гонимые отрядами царя Алексея Михайловича. Документы сохранили сведения о старообрядческом пашенном дворе и самосожжении семидесяти человек.
Жителями села были бедные карелы, страдающее от ежегодных неурожаев хлеба, который во время своего цветения весь замерзает. Единственное средство к существованию ‒ это «здымка» руды со дна озера, извозничество, охота на зверей и птиц и рыболовство. Заметен здесь промысел Всевышнего над этими полудикими обитателями Линдозера. В то время, как почва земли очень мало или вовсе не произрастает ничего, местные озера и реки богато изобилуют рыбой и дичью; леса переполнены птицей, оленями, медведями, лисицей, зайцем и белками. Охота на этих животных и помогает крестьянину снискивать насущный хлеб и добыть грош в подать. Потому-то местные жители лето проводили в глуши лесов, а зиму ‒ то в лесу, то в извозе, не находя свободного дня для семейных домашних бесед. Нельзя упустить из виду того обстоятельства, что в Линдозере редко когда замечали волков, которыми переполнены все уезды Олонецкой губернии. .
Замечательно также сходство и однообразие в верованиях и убеждениях жителей Петрозаводского, Повенецкого и Олонецкого уездов. Как те, так и другие твердо верят в существование лесных и водяных царей, как они выражаются, в наговоры и нашептыванья, обращаясь при малейшей болезни и невзгодах к известным им лжецам-колдунам.
В 1634 году здесь была построена Никольская церковь, Церковь в селе, во имя Святителя Чудотворца Николая, стоит на значительном расстоянии, в средине двух деревень. Место занимает возвышенное и красивое. Ограду заменяет густой сосновый лес, окружающей со всех сторон церковь, служа в то же время сельским кладбищем. Об основании церкви местное предание говорить так: «Когда вырублен был лес для церкви, то крестьяне начали выбирать место, где-бы ее построить. Не находя удобного, по общему всех мнению, места, они помолились Святителю Николаю и порешили пустить по течению реки бревно, в надежде, что, где будет угодно Чудотворцу, у того места бревно и остановится. Выпущенное ими бревно проплыло четыре версты по течению реки до озера, переплыло в полторы версты озеро и, вступив из озера в быструю, протекающую сквозь него руку, остановилось на том глубоком, но быстром берегу реки, против возвышенности, на которой она и построена». Эту церковь специалисты считают прообразом Успенской в Кондопоге и того типа шатровых церквей, которые она собой представляет. "Но в отличие от Успенской церкви, — пишет академик А. В. Ополовников, — Никольскую церковь постигла "злая участь": в конце XIX века она была обшита тесом, иллюзорно воспроизводя образ новой каменной церкви.
Образ, полный фальши и раболепного, лишенного самосознания подражания". Последние слова относятся к церкви Рождества Богородицы (1881 год), которую также можно увидеть лишь на старых снимках. Ни та, ни другая церкви не сохранились. Местные жители рассказывали, что до войны рядом с ними находилась казарма пограничников, которые и "спихнули" церковь.
По материалам :