Камень расположен на северо-восточном побережье Ладожского озера на мысу Варецком, в 35 км к юго-западу от деревни Пограндондуши. Он представляет собой массивный блок розового приладожского гранита в форме параллелепипеда. На его верхней поверхности выбиты крест и надпись старославянскими буквами, обозначающая дату события. В настоящее время этот памятник истории является малоизвестным, так как дорога между деревней и берегом Ладоги находится в неудовлетворительном состоянии.
27 февраля 1617 года был заключен Столбовский мирный договор между Россией и Швецией, который положил конец Шведской интервенции в России 1609-1617 гг. В результате договора Россия утратила Ижорскую землю и Карельский уезд, в который входило северо-западное Приладожье. В 1721 году после победы России в Северной войне по Ништадскому мирному договору граница была передвинута на запад.
В "Олонецких губернских ведомостях № 4. С. 14 – 15 за 1841 год читаем следующее:
"Академикъ Н. Озерецковскiй, въ «Путешествiи своемъ по Ладожскому и Онежскому озерамъ» въ 1785 году, между прочимъ, упоминаетъ [стр. 122–123] о «большомъ камнѣ, называемомъ Варашевымъ» который находится въ Сердобольскомъ уѣздѣ близь Олонецка и берега Ладожскаго озера, и основанiе котораго понимаетъ вода этаго озера. Онъ состоитъ изъ краснаго гранита и видъ имѣетъ четыреугольный. Вышина его 41/2 а ширина 51/2 аршинъ. Нѣтъ сомнѣнiя, что камень этотъ положенъ на семъ мѣстѣ человѣческими руками, потому что онъ одинъ только тутъ находится; даже на большомъ отъ него разстоянiи не встрѣчается никакихъ другихъ камней. Сверхъ того на поверхности его высѣчены буквы означающiя лѣто.
Есть преданiе, что Варашевъ камень былъ нѣкогда порубежнымъ знакомъ между Россiею и Швецiею; но почему онъ названъ Варашевымъ, того объяснить ни кто не могъ. «Нынѣ» продолжаетъ Озерецковскiй «служитъ онъ къ отдѣленiю Сердобольскаго уѣзда отъ Олонецкаго».
Рисунокъ Варашева камня и изображенiе высѣченной на немъ надписи можно видѣть въ «Путешествiи», и въ Журналѣ М. Н. П. 1839 года. №1 въ отдѣленiи «Смѣсь» [стр. 4–5], откуда взяты подробности, объясняющiя причину названiя этаго камня Варашевымъ и имѣющiя нѣкоторую связь съ исторiею Олонецкой губернiи.
«Варашевъ камень находится на томъ же мѣстѣ и донынѣ; а что онъ былъ нѣкогда границею, то подтверждается межевою записью размежеванiй по Столбовскому договору Новогородскаго уѣзда Олонецкаго и Лопскихъ погостовъ и Корельскаго уѣзда Ребольской волости, учиненною Полномочными лѣта 7126 [1618 г.] Октября въ 25 день, при Царѣ и Великомъ Князѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, въ которой сказано, что «Полномочные съѣхались межъ Новгородскаго уѣзда Олонецкаго погоста и Корельскаго уѣзда Соломенскаго погоста, у Ладожскаго озера у Варачева камени, Варачина тожъ, и написано на рубежѣ у Ладожскаго озера у Вичева камени». (Полн. Собр. Законовъ, стр. 203–216).
Этотъ Варачевъ или Варашевъ камень, какъ видно изъ сей записи 1618 года, уже существовалъ прежде, и давность его можетъ быть объяснена слѣдующимъ мѣстомъ изъ Исторiи Госуд. Росс. [XI, 42].
«Борисъ долго медлилъ оказать сiю учтивость [извѣстить о своемъ воцаренiи] Королю Датскому, Христiану; но съ 1601 года началися весьма дружелюбныя сношенiя между ими. Въ одно время Послы Христiановы, Эскеброкъ и Карлъ Бриске, отправились въ Москву, а наши, знатный Дворянинъ Ржевскiй и Дьякъ Дмитрiевъ, въ Копенгагенъ, для взаимнаго привѣтствiя и для разрѣшенiя старыхъ, безконечныхъ споровъ о Кольскихъ и Варгавскихъ пустыняхъ. Доказывая, что Лапландiя принадлежала Норвегiи, Христiанъ ссылался на Исторiю Саксона Грамматика и даже на Мюнстерову Космографiя, говорилъ еще, что сами Россiяне издревле называютъ Лапландiю Мурманскою или Норвежскою землею; а мы возражали, что она безъ сомнѣнiя наша, ибо въ царствованiе Василiя Iоанновича Новогородскiй Священникъ Илiя крестилъ ея дикихъ жителей, и еще утверждали сiе право собственности слѣдующею повѣстiю, основанною на преданiи тамошнихъ старцевъ: [прим. 56] «Былъ въ Корелѣ и во всей Корельской земли большой Владѣтель, именемъ Валитъ, Варентъ тожъ, а послушна была Корела къ Вел. Новугороду съ Двинскою землею, и посаженикъ былъ тотъ Валитъ на Корельское владѣнiе отъ Новогородскихъ Посадниковъ, и какъ онъ ту Мурманскую землю учавъ войною приводити подъ свою власть, и Мурмане били челомъ Норвецкимъ Нѣмцомъ, чтобъ они по сосѣдству за нихъ стали… и отстояти (Нѣмцы) ихъ не могли, потому что онъ самъ собою былъ дороденъ, ратной человѣкъ и къ рати необычной охотникъ: то у него былъ большой промыслъ, что рать…. и побивалъ Нѣмецъ, а въ Варенгѣ на побоищѣ Нѣмецкомъ, гдѣ Варенской лѣтней погостъ, на славу свою, принесши съ берегу своими руками, положилъ камень, въ вышину отъ земли есть и нынѣ больше косые сажени; а около его подалѣ выкладено каменьемъ кабы городовой окладъ въ 12 стѣнъ; а названъ былъ у него тотъ окладъ Вавилономъ. А въ Колѣ, гдѣ нынѣ острогъ, обложено было у него каменьемъ въ 12 стѣнъ тѣмъ же обычаемъ; и тотъ камень, что въ Варенгѣ, и по сей часъ словетъ Валитовъ камень, а что было въ Колѣ, то развалено, какъ острогъ дѣлали. А межъ Печенги и Пазъ-рѣки, отъ Печенскiе губы по ту сторону верстъ съ 35, есть губа морская, вышла въ берегъ кругла, а середь ее островъ каменъ высокъ, кругомъ сверху ровенъ: тутъ у него для крѣпости и покоя загорода мѣсто было… А какъ Валита не стало, а въ крещеньѣ ему было имя Василей, и положенъ въ Корелѣ на посадѣ,» и проч.
Это преданiе узнали отъ старожиловъ той страны, въ 1592 году, Князь Звѣнигородскiй и Васильчиковъ, а Карамзинъ заимствовалъ оное изъ бумагъ Посланника Ржевскаго. Принявъ въ соображенiе это преданiе, можно кажется заключить, что камень, положенный при Валидъ, или Варентѣ, есть тотъ самый, который нынѣ называется Варашевымъ."