Рядом с деревней Белая Гора находится несколько крупных месторождений мрамора широко известных с XVIII века.
Тивдийский мрамор был открыт в середине XVIII века купцом Мартьяновым. С этого времени и началась его промышленная разработка – мраморные ломки в расположенной близ д.Тивдия деревне Белая Гора. Залежи тивдийского мрамора оказались необходимыми строящемуся Санкт-Петербургу, требовавшему большое количество строительного и декоративного камня.
Некоторые подробности о поставке здешнего мрамора с 1788 года:
1803 г. – для Казанского Собора, в коем и пол сделан из здешнего песчаника,
1817г. - пьедесталы для Конногвардейского манежа;
1838 г. – мраморные подоконки для Императорского Зимняго Дворца и колонны для Дворца Великой Княгини Марии Николаевны;
1842г. - киот для Крестного монастыря (Архангельской губернии) по заказу покойного Олонецкого Архиепископа Игнатия.
С 1844 по 1853 года выламывалось значительное количество (на сумму 180000 руб.) различных мраморов для внутренних украшений Исакиевского Собора.
…Здесь мы исчислили главные, замечательные заказы, между коими встречаем частных только три. Изделия Тивдиевского мраморного завода, отличающиеся необыкновенной прочностью и изящною отделкою, с честью могут служить принадлежностью комфорта и роскоши…» Петрозаводск, 15 декабря 1857 год (Тивдиевские мраморные ломки стр.230-242. Памятная книжка Олонецкой губернии на 1858 год: Год третий. - СПб.: Изд.ред.Олонец.Губ.Ведомостей, 1858. - 258 с., [5]л.карт и пл.)
Камень добывался с предельной осторожностью, в виде крупных массивных блоков и после предварительной обработки отправлялся в Санкт-Петербург, главным образом водным путем, что существенно облегчало решение вопросов транспортировки. Добыча и транспортировка мрамора подробно описаны академиком Озерецковским в его "Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому":
"…Добывание мрамора производится таким образом: в низу горы выдалбливают железными буравами круглые скважины. Употребляемые на сие буравы длиною бывают в аршин, а толщиною в дюйм; острые и плосковатые концы, которыми пробивают мрамор, делаются из стали. Приставя такой бурав к мрамору, один человек его держит, а другой бьет по нем большим молотом, и при каждом ударе человек, держащий бурав, вокруг его поворачивает; притом для предохранения железа от разгорячения и для очистки скважин от мраморной пыли льют в них понемногу холодной воды, с которою пыль оная вон вытекает. Когда скважины до надлежащей глубины достигнут и нужное их число будет наделано, тогда дают им просохнуть, потом наполняют порохом и забивают отверстия их сухою замазкою, на которой медною проволокою прокалывают дирочки, и когда работников распустят с ломки обедать или ужинать, то сереною светильною зажигают порох в оных скважинах, отчего большие глыбы камня от горы отделяются. Работу сию продолжают до тех пор, пока вдоль горы не выломают на мраморе впадины глубиною до трех сажен и более.
После сего начинают работать на поверхности горы, где по вышесказанным парушинам таким же образом глубокие пробуривают скважины, одну к другой наискось. Для сего употребляются буравы сперва покороче, потом подлиннее, а наконец трехсаженные и более, если того вышина горы требует и скважины глубоки быть должны. Их набивают порохом так, как подгорные скважины, и сереной светильной за один раз все зажигают. Сим способом отламывают от подломанной снизу горы огромной величины камни, которые паки бурят и раскалывают железными клиньями, дабы по данной мере или по сделанным из дерева образцам вытесать из них брусья и проч. Вытесанные на ломке занумеривают и с ломки по Гиж-озеру через две версты отпускают на прамах, потом, выгрузив, переволакивают по земле, бревнами устланной, до Сандал-озера, коим везут 40 верст до прорытого в Ниг-озеро канала; из Ниг-озера перетаскивают волоком в Кондопожскую губу, где грузят на галиоты и на них из Онежского озера в реку Свирь, а из сей по Ладожскому озеру в Неву и таким образом в Петербург доставляют".
Текстурное многообразие пород, их окраска - оттенков более тридцати: от нежно-розового до сиреневого - неизменно привлекали внимание специалистов по оформлению архитектурных сооружений. Особенно удачно он были использован при создании интерьеров Русского этнографического музея с его высокими массивными колоннами в центральном зале. Плиты доломита применялись для облицовки Мраморного дворца на Неве, при сооружении царской усыпальницы в Павловске, они заложены в постаменте памятника Петру I "Прадеду правнук" перед входом в Михайловский замок.
Тивдийские мраморные ломки были большим производством. В 1760 к ним было приписано более трех тысяч крестьян. Жили они в слободе на левом берегу реки Тивдии. Во второй половине XIX века здесь была построена каменная церковь Казанской иконы Богоматери, знаменитая тем, что ее архитектором был К.А.Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве.
Мраморное производство расширялось, и в 1807 был построен мраморный завод. Во второй половине XIX в. тивдийские мраморные ломки переживали кризис, разработка мрамора почти прекратилась, завод обветшал и был срыт. После 20-летнего бездействия в 1887 ломки были взяты в арендное содержание на 24 года камер-юнкером двора В.В.Савельевым. Здание завода было деревянным, в нем располагался один станок для распиловки мраморных плит, два станка для полировки и ручной отделки мраморных изделий. Завод выпускал подоконники, столы, камины, надгробные памятники, а также щебень на мраморные плиты для полов. Изделия находили сбыт на Шуньгской ярмарке в Заонежье, в Повенце, Петрозаводске, Петербурге, Финляндии. Несчастья, преследовавшие арендатора В. Савельева (сначала пожар на заводе, потом молния ударила в его собственный дом), заставили его отказаться от арендования ломок, и в 1893 они перешли в пользование товарищества "Ломбард". К началу XX века промышленная разработка тивдийского месторождения мрамора была прекращена.