Историческая деревня Хайколя входит в число старейших и наиболее сохранившихся поселений на историко-культурной территории «Беломорская Карелия», представляющей систему расселения этнической группы северных собственно карелов, в культуре которых большую роль играли рунопевческие традиции.
Старое название деревни – Ёухколя, по имени старейшего жителя. По преданию он был внуком первопоселенца - основателя деревни. Во время переписи населения 1905 г. деревня носила название Гайколя (Еуколе), в ней насчитывалось 11 домов и проживало 102 жителя. По данным переписи 1926 года деревня названа уже Хайколя, в ней было 16 крестьянских и 8 не крестьянских хозяйств, проживало 93 человека, в основном карелы. В 1970 г. здесь проживало 32 человека, почти все карелы.
Деревня Хайколя расположена на острове Луотосаари на озере Хайкольском (Хайколя), примерно в 40 км к востоку от Калевалы в сторону Кеми. Согласно источникам она возникла во второй половине XVIII века. Хайколя никогда не была большой деревней, поскольку ограничена площадью острова (длина 1 км, ширина 0,5 км). Правда в первой половине XX века деревня расширилась на материк, но объекты исторической застройки деревни сохранились только на острове.
Деревня Хайколя расположена на острове Луотосаари на озере Хайкольском (Хайколя), примерно в 40 км к востоку от Калевалы в сторону Кеми. Согласно источникам она возникла во второй половине XVIII века. Хайколя никогда не была большой деревней, поскольку ограничена площадью острова (длина 1 км, ширина 0,5 км). Правда в первой половине XX века деревня расширилась на материк, но объекты исторической застройки деревни сохранились только на острове.
Исторически сложившийся ландшафт острова Луотосаари, на котором расположена деревня Хайколя, представлен, в основном, лугами и отдельно стоящими деревьями хвойных пород. Связь острова с материковой частью осуществляется узким перешейком. Активный композиционный акцент острова – культовая (кладбищенская) роща, расположенная на восточной его оконечности. На юго-западном относительно ровном участке располагаются основные постройки деревни. Особенностью планировки поселения является расположение домов со значительным разрывом друг от друга и свободное формирование усадеб исходя из функциональной зависимости построек. Комплексы усадеб включают отдельно стоящие жилой дом, амбар, сарай, баню. Здания бревенчатые, под двускатными крышами, по масштабу и объемно-планировочному решению соответствующие традиционным крестьянским домам северных карелов конца XIX – начала XX вв. Жилые дома – одноэтажные, на невысоком подклете, основной тип дома – «брус».
Самой старой постройкой деревни является амбар в усадьбе О.Степанова. Он построен в конце XVIII – начале XIX вв. и перевезен сюда из д. Тухканиваара. Это однокамерный, одноярусный хлебный амбар, сохранивший архаичные конструктивные элементы: выполненную из ложеного теса кровлю, двухкосящатую дверь, остатки безгвоздевой конструкции кровли (курицы, шелом со стамиками). В 2007 г. по заказу Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия выполнена реставрация этого памятника.
Уроженец этой деревни - известный карельский писатель Ортье Степанов, в роду которого рунопевческие традиции передавались из поколения в поколение, в течение долгого времени приезжал в Хайколя на летний сезон . От его прапрадедушки Васке Каласка и прапрабабушки Карпан Моарие записывал руны известный языковед и этнограф А.А.Борениус в 1872 году и подтвердил, что Хайколя – одно из последних рунопевческих мест в южном направлении. В дальнейшем рунопевческим творчеством занимались прадед и дед писателя. Сам Ортье Степанов написал серию романов «Сказание о родине», где отражены исторические этапы развития Беломорской Карелии в 1920-1960 гг.
Дом Ортье Степанова, построенный в 1927 году, где писатель провел детские годы, а затем жил и работал, сейчас – историко-мемориальный памятник. Историко-архитектурную ценность имеет усадьба О.И.Кузьмина с традиционным домом, датируемым 1898 годом, и амбаром, а также ряд других жилых и хозяйственных построек. Особой исторической и природной ценностью обладает культовая роща, сформированная из разновозрастных деревьев хвойных пород (ель, сосна). В ней находится старое деревенское кладбище, в т.ч. могилы родителей Ортье Степанова, оформленные «намогильными домиками». На краю рощи растет сосна с закрепленной на ней табличкой на финском языке о том, что здесь записывал руны А.А.Борениус.
К сожалению, деревня утратила крупно-объемные опорные элементы застройки, что значительно исказило ее исторический облик. В настоящее время деревня используется лишь для сезонного проживания (с весны по осень). В деревне сохранилось 8 жилых домов и 16 хозяйственных построек, некоторые из них находятся в руинированном состоянии. После смерти писателя в деревне при активном участии его сына Михаила создан этнолитературный музей народного писателя Ортье Степанова. В одном из старых домов воссоздан традиционный интерьер, и оформлена экспозиция из предметов крестьянского быта. Ежегодно в деревне проводится праздник, посвященный писателю О.Степанову.
Восстановление исторического облика деревни Хайколя, которая имеет в настоящее время не только историко-культурную, но и мемориальную ценность, несомненно внесет значительный вклад в сохранение и развитие культуры нашей республики.
Уроженец этой деревни - известный карельский писатель Ортье Степанов, в роду которого рунопевческие традиции передавались из поколения в поколение, в течение долгого времени приезжал в Хайколя на летний сезон . От его прапрадедушки Васке Каласка и прапрабабушки Карпан Моарие записывал руны известный языковед и этнограф А.А.Борениус в 1872 году и подтвердил, что Хайколя – одно из последних рунопевческих мест в южном направлении. В дальнейшем рунопевческим творчеством занимались прадед и дед писателя. Сам Ортье Степанов написал серию романов «Сказание о родине», где отражены исторические этапы развития Беломорской Карелии в 1920-1960 гг.
Дом Ортье Степанова, построенный в 1927 году, где писатель провел детские годы, а затем жил и работал, сейчас – историко-мемориальный памятник. Историко-архитектурную ценность имеет усадьба О.И.Кузьмина с традиционным домом, датируемым 1898 годом, и амбаром, а также ряд других жилых и хозяйственных построек. Особой исторической и природной ценностью обладает культовая роща, сформированная из разновозрастных деревьев хвойных пород (ель, сосна). В ней находится старое деревенское кладбище, в т.ч. могилы родителей Ортье Степанова, оформленные «намогильными домиками». На краю рощи растет сосна с закрепленной на ней табличкой на финском языке о том, что здесь записывал руны А.А.Борениус.
К сожалению, деревня утратила крупно-объемные опорные элементы застройки, что значительно исказило ее исторический облик. В настоящее время деревня используется лишь для сезонного проживания (с весны по осень). В деревне сохранилось 8 жилых домов и 16 хозяйственных построек, некоторые из них находятся в руинированном состоянии. После смерти писателя в деревне при активном участии его сына Михаила создан этнолитературный музей народного писателя Ортье Степанова. В одном из старых домов воссоздан традиционный интерьер, и оформлена экспозиция из предметов крестьянского быта. Ежегодно в деревне проводится праздник, посвященный писателю О.Степанову.
Восстановление исторического облика деревни Хайколя, которая имеет в настоящее время не только историко-культурную, но и мемориальную ценность, несомненно внесет значительный вклад в сохранение и развитие культуры нашей республики.