г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Сумский Посад

Сумский Посад

В 2011 году Сумский Посад отметил свой 575 юбилей. Именно в 1436 году зафиксировано первое упоминание летописцев о селе. Это одно из старейших поселений не только Карелии, но и всего Русского Севера.

Малый Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона, 1898 год: Сумский Посад - 1314 жителей, мореходный и рыбный промыслы, судостроение, торговля с Архангельском и Норвегией. Основан новгородскими выходцами в 1436, принадлежал Соловецкому монастырю.

Сумский Посад находится на юго-востоке Беломорского района и является наиболее старым русским поморским поселением, время образования которого восходит к ХV веку. Расположено оно на обоих берегах реки Сумы в 2 км от Белого моря.

Село в прошлом являлось центрично-акцентированным: роль архитектурной доминанты первоначально выполнял деревянный Сумский острог, возведенный в 1582 году для обороны Карельского Поморья от шведских набегов, а затем комплекс из культовых сооружений, включавших в себя каменную Успенскую и деревянную Никольскую церкви, а также деревянную шатровую колокольню.

Автор сочинения "Год на Севере" В.Максимов объяснял название "Сума" происхождением от финского племени suomalaiset. Но, по мнению одного священника Олонецкой губернии, "Сума" по-карельски значит "болото". Здесь, как и по всему Северу, были ранее финские и карельские деревушки.

Первые русские поселенцы - это новгородские люди, которых сюда привлекло море, хотя и суровое, но богатое рыбой и зверем. Первое поселение русских было немного повыше нынешнего посада. Вероятно, они поселились отдельно от финнов. В 1452 г. грамотой Марфы Посадницы Сума была отдана во владение Соловецкому монастырю, это первая исторически точная дата.

С 1553 года Сумская волость во всех документах называется Соловецкой вотчиной. Вследствие частых нападений шведов монастырь, по указу государеву, одновременно со своей грандиозной стеной построил деревянную крепость. Эта крепость и есть Сумский острог.

Еще в Сумпосаде есть мореходная лодка, подаренная сумлянам Великим князем Алексеем Александровичем в 1870 году в память о своем приезде к ним. Он стоит на отдельном островке на пороге Черный, в центре села. Эта лодка тоже исторический памятник и охраняется государством.

Есть в Сумпосаде и архитектурные памятники - это амбар Соловецкого подворья (год постройки 1757). Кроме того, имеются три вновь выявленных памятника - рыбный двухъярусный амбар (вторая половина XIX века), дом № 79 (конец XIX века). Недалеко от села есть братская могила воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, - это памятник истории. Приходят сюда школьники и следят за его состоянием.

От Черного порога по правобережью реки Сумы тянется "золотой берег", так в те времена называли его. Это красивейшее место в селе. Ранней весной крутой берег покрывается зеленью, словно бархатным ковром. На этом берегу строились только судовладельцы, скупщики, купцы. Каждый стремился удивить богатством, перещеголять соседа. Это были большие, двухэтажные дома, на отделку которых не скупились хозяева. Эту улицу поморы называли "жемчужным рядом". В те времена она действительно напоминала огромную нитку жемчуга.  До настоящего времени сохранились дома архитектурного стиля того времени.

На расстоянии 1,5 км к северо-западу от села, на левом берегу реки, располагается сельское кладбище, на котором находится комплекс из некрокультовых сооружений - резных намогильных столбиков.

Крепость - острог на Суме. В те далекие времена Соловецкий монастырь был не только защитником православной церкви, но и защитником северных рубежей государства. Он, по сути, являлся островной крепостью. На деньги Соловецкого монастыря в 1582-1585 годах построили на левом берегу реки Сумы оборонительное сооружение, о котором в "дозорной книге" за 1586 год сказано: "В волости Сума на погосте поставлен острог косой" (т.е. ромбовидный) с шестью рублеными башнями. Крепость-острог была обнесена земляным валом с предохранительными глубокими рвами с трех сторон. С четвертой ее защищал естественный рубеж - быстрая многоводная река Сума.

Самое серьезное испытание для Сумского острога выпало в 1613 -м году, когда отряды шведов подвергли его осаде, были и попытки штурма. Но гарнизон, повествует монастырская летопись, устоял против многократных нападений неприятельских; с тем захватчики и сняли осаду, уйдя на юг, к Заонежью.

Фортификация Сумская по тем временам была немалой: длина крепостных стен по периметру составляла 718 метров. Увы, время безжалостно, до нас от Сумской крепости сохранилась одна восьмиугольная воротная башня с шатровым верхом и часть крепостной стены. В середине 30-х годов ХХ века их перевезли в один из подмосковных музеев, а затем, уже в 70-е годы, восстановили в экспозиции Коломенского музея под открытым небом. А на историческом памятном месте, на левом берегу Сумы, рядом с мостом, приглядевшись, можно рассмотреть следы рвов и земельного вала старинной русской крепости.

Родина капитанов. Коснулись Сумы Петровские преобразования, участвовали сумляне наряду с жителями других поморских деревень в строительстве "Осударевой дороги". Во время "Соловецкого сидения" в Суме находились царские воеводы, стояли войска. С 1703 года сумские крестьяне обязаны были работать на Петровском железоделательном заводе. В 1715-м для комплектования петровского флота из Сумы было взято 85 молодых мужчин, "лучших работников, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах, морянках и прочих судах".

Называют Суму родиной моряков, родиной капитанов не случайно. Исстари основным источником пропитания местных жителей было море. Еще правитель Олонецкого наместничества поэт Г.Р.Державин, побывавший в Суме летом 1785 года, писал, то сумляне, "упражняясь большее время в ловле рыб, не берегут о хлебопашестве". Позже, в конце века XIX, один из путешественников рассказывал, что немалую прибыль жителям осада приносит лов и продажа сельди, семги, наваги, камбалы, трески и палтуса. Удача мужей, отцов, братьев на промысле позволяла женской половине баловать себя всевозможными нарядами. Говаривали, не редкость, что сумлянка к рождеству изготовляет себе наряд в несколько сотен рублей стоимостью.

В Баренцевом море есть небольшой каменный остров Аникиев. Русские и норвежские мореходы с давних времен оставляли на его каменных плитах свои автографы. Есть там и сумские фамилии: Михайло Воронин, Иван Рюхин, Вязьмины, В.Лузгин, И.Падорин.
Известна история о спасении сумлянами в районе Новой Земли австро-венгерской экспедиции. В августе 1874 Федор Воронин на своем судне "Святой Николай" доставил потерпевших крушение путешественников в норвежский порт Варде. Австро-венгерское правительство наградило его золотым крестом за заслуги и денежной премией,а членов экипажа В. Евтюхова и И. Клевина серебряными крестами. Александр I наградил Воронина серебряной медалью "За усердие" для ношения на шее на ленте ордена Святой Анны, В.Евтюхова и И.Клевина - медалями "За спасение погибающих".

В 1837 году открыто приходское двухклассное училище (первое в Поморье). С 1868-ro при нем открыт мореходный класс, с учения в котором начинали многие известные капитаны. Среди них А.Рюхин, позже сам преподававший в Сумском мореходном училище, знаменитый "ледовый капитан" В.И.Воронин. И в наши дни связаны сумляне с морем, рыбными промыслами.

 Автор: Е.Кононова, инспектор по охране памятников Госцентра РК

Основание села Сумпосад (Исполнитель: Каманина Александра Николаевна,1885 г.р., записано в с. Сумпосад, 1969 г.)

«Марфа Посадница сюды пришла — за ней десять семейств притянулися... привела, подумай-ко. Рохмистровы — коренны, Пашины — коренны. Корольковы — коренны. Десять человек — корень коренной, от Марфы Посадницы, а остальные сватья, братья, внучата.

Стали жить да слыть: Сумпосад. Набежали деревенски, рибушны. Евтюковы — выгозерски; Лапински — из Лапино; Свиньински — тоже не сумеют, заонежски; Поповы — с Унежья; Карпински — с Сумострова; Воронински — не сумски; Бахиревски — тоже не сумски, ихни деды прибежалые.

У меня муж деревенский, дак я платила тридцать рублей, чтобы своего мужа в сумски мешаны записать, тридцать рублей заплочено. Воронины тоже платили, чтобы мещанами стать …

Здесь острог был, церковь, ров с трех сторон, водой заливался. Когда отлив, то и сейчас заметно, что по краешкам выложено каменьями руками людей ...

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г. Шифры архивов: НА 135/129. Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион / Изд. подгот. Н.А. Криничная. Л., 1978. С. 46.

 

Новый
туристский портал

Перейти