Листер-бот для жителей Сумского Посада
Листер-бот – сравнительно небольшое, мореходное парусно-гребное судно лодочного типа с расположением обшивки внакрой, хорошо лавировавшее и выдерживающее штормовую погоду, впервые появившиеся на юго-западном побережье Норвегии (мыс Листер).
Мореходная лодка находится на Мельничном пороге реки Сума в центре Сумского Посада. В Реестре памятников Республиканского Центра по охране памятников лодка значится как памятник истории XVIII века. Сведений о том, каким образом лодка появилась в селе немного: по одним данным лодка подарена Великим князем Алексеем Александровичем, по другим – Петром I, высоко оценившим вклад сумпосадских поморов в строительство «Осударевой дороги». Изучая этот вопрос более подробно, Ю. Калмаков (г.Архангельск), интересуясь уникальной лодкой, в конце 70-х годов XX века лично побывал в Сумском Посаде и, основываясь на исторические сведения о строительстве Петром I «Осударевой дороги» и на воспоминания старожилов села, также выдвигает две версии появления лодки. По одной из них, она была подарена Петром I, по другой – сумляне получили лодку в дар от князя Алексея Александровича. Об этом выходит его статья «Гордость и боль Сумского Посада» в двух номерах газеты «Водный транспорт».
Точку в спорах о том, как появилась лодка в Сумском Посаде, ставит учитель, историк В.Р. Чепелев, проживающий в Амурской области. Его исследовательская работа «Розовый карбас» посвящена единственной в Карелии лодке-памятнику Сумского Посада и основана на краеведческих изысканиях документов Национального архива Республики Карелия (НА РК). В Национально Архиве РК, хранится дело Сумской Посадской Ратуши «О доставлении в Сумский Посад, пожалованного Его Императорским Высочеством Великим князем Алексеем Алек-сандровичем, ботика». Этот документ открыл новые интересные и любопытные факты из истории лодки.
Дело содержит 42 листа, и первым в его подшивке значится письмо от 25 июля 1872 года за № 3329 начальника по канцелярии Архангельской губернии Министерства внутренних дел, направленное в Сумскую Посадскую Ратушу. В письме сообщается о том, что Его Императорское Величество Великий князь Алексей Александрович, посетив в 1870 году село Сумский Посад и «сделав несколько переездов на карбасах, принадлежащих посещенным Его Высочествам местам, удивлялся искусной гребле поморок, бывших гребцами за отсутствием поморов на промыслах…».
Возвратившись из путешествия в Санкт-Петербург, он «ходатайствовал к постройке в Морском ведомстве такого судна по чертежу известных своими морскими качествами датских ботиков, вследствие чего в мастерских С.-Петербургского речного Яхт-Клуба и был сооружен норвежский ботик, пожалованный Его Императорским Высочеством для поморов или г.Кеми, или Сумского Посада, или села Сороки, куда по моему усмотрению будет полезнее.
«Находя назначение ботика в Сумский Посад наиболее целесообразным, и сделав вместе с сим распоряжением об отправлении ботика на пароходе Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства «Качалов» в Сумский Посад, предлагаю ратуше по прибытии этого парохода в Суму, принять упомянутый ботик с распискою, и передать Обществу Сумского Посада от Имени Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича».
Таким образом, из документа следует, что, во-первых, лодка была построена в Санкт-Петербурге в период с 1870 по 1872 год (XIX век), во-вторых, лодка относится к типу Листер-бот» (Lister Boat), в-третьих, лодка была доставлена в Сумский Посад по распоряжению Великого князя Алексея Александровича. (Великий князь Алексей Александрович (1850-1908), 4 сын императора Александра II, генерал-адмирал русского флота, с 1882 г. – управляющий морским ведомством).
Поскольку доставить лодку на пароходе «Качалов» ввиду значительной величины судна оказалось невозможно, обязательство доставить ботик в Сумский Посад взял на себя Российский шкипер Павел Степанович Смирнов, о чем дал Архангельскому Губернатору расписку: «… обязуюсь принять все зависящие меры к благополучной доставке помянутого бота, под опасением за неосмотрительность, во исполнение строгой ответственности», причем личного вознаграждения за труд и расходы по доставке «…я не определяю, но предоставляю таковое назначить по усмотрению самого Посадского Общества»
Далее, в «Деле…» содержится опись, из которой узнаем, что «бот дубовый, сосновая палуба с предохранительными ящиками, длиною 32 фута, шириною 11 футов, глубиною 4,5 фута…» был оснащен всем необходимым оборудованием и снаряжением, включая: один якорь, цепь, руль с румпелем, четыре весла, два багра, шесть железных уключин, камин с двумя трубами, помпу с поршнем, парусный чехол для люка, один флюс чугунный, водяную бочку, паруса, мачту со всеми принадлежностями снастей и т.д.
Другие документы «Дела…» – Постановления Сумской Посадской Ратуши – свидетельствуют о том, что судьба ботика некоторое время была под контролем Общественного собрания сумских мещан. Так, в решении Общего собрания от 12 ноября 1873 года жители села отмечают, что норвежский ботик признают «полезным для себя как в материальном, так и научном отношениях» и ходатайствуют о передаче лодки для хранения, а в случае необходимости его использования – сумскому мещанину Ивану Воронину, «известному нам своим поведением и достаточными средствами, который обязывается хранить его в довезенной исправности, и мы ему доверяем»
В 1875 году ботик на текущую навигацию был передан Гавриле Афанасьевичу Ерёмину, бывшему кандидату в бургомистры Ратуши. В решении Общего собрания селян от 30 мая этого года указано, что если лодка будет использоваться для перевозки богомольцев Соловецкий монастырь, то вырученные деньги поступают в полное распоряжение Ерёмина, но с условием, что по возвращении мещан Общества с морских промыслов, он будет вынужден дать подробный отчет об их использовании.
Примечательным также является и то, что указанные документы подписаны сумлянами, фамилии которых хорошо известны в Сумском Посаде: Матвей Рюхин, Яков Воронин, Федор Воронин, Александр Демидов, Григорий Ехменин, Иван Наумов, Григорий Лазарев, Степан Корольков, Иван Корольков, Иван Евстюгин, Михаил Понамарев и др.
В деле о доставлении ботика в Сумский Посад, содержатся другие материалы, которые требуют расшифровки и более детального изучения. Безусловным является одно – архивы содержат ценнейшие источники информации, неизвестные и полузабытые факты, помогающие восстановить «пробелы» в истории; отражающие многочисленные факторы экономической, социальной, политической жизни общества.
Прошло 140 лет с момента постройки лодки, в настоящее время памятник требует незамедлительной реставрации. В сентябре 1980 года по заданию Министерства культу-ры КАССР группой архитекторов «Спецпроектреставрация» (г. Москва) проведены натурные исследования и обмер лодки, разработан «Проект реставрации карбаса – мореходной лодки из с. Сумский Посад Беломорского района КАССР», утвержденный 30.12.1982 г. Он содержит комплект документации, куда, в том числе, входит акт технического состояния, эскизный проект, результаты натурных исследований, и, что очень важно, чертежи подлежащих восстановлению элементов лодки. Дальнейшие политические и экономические преобразования, происходящие в стране, первоочередность решения более важных насущных, «бытовых» проблем муниципалитета надолго отложили решение вопроса по ремонту памятника. Сейчас администрация Сумпосадского сельского поселения и жители своими усилиями стараются поддерживать памятник в сохранности. Так в 2011 году установлен навес над лодкой. Однако для воплощения более действенных мер по реставрации, либо консервации объекта требуются значительные финансовые вложения.
По материалам выступления О.А. Степановой (директор МБУ «Центр поморской культуры», г. Беломорск) на международной научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения морского наследия России»