18-19 августа 2012 года в поселке Повенец состоялся исторический фестиваль "Осударева дорога. Повенецкий Рядок. 1702 год". Праздник посвящен 310-летию перехода войск Петра I в августе 1702 года по проложенной в карельской тайге дороге от Нюхчи (Белое море) до Повенца (Онежское озеро) с целью тайного выхода Русской армии к шведской крепости Нотебург.
Участниками фестиваля стали представители исторических клубов Петрозаводска, Олонца, Кондопоги, Санкт-Петербурга, Эстонии, Латвии, Финляндии, Саранска, Москвы.
Предлагаем "увидеть" дорогу глазами жителей Олонецкой губернии 1903 года и нашими совеременниками!
Историческая дорога // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С. 289 – 297.
Предпринимая такой походъ, Петръ Великій имѣлъ въ виду обмануть непріятеля, который бы не могъ предположить, что возможно осенью съ войскомъ и судами переправиться изъ Бѣлаго моря въ Ладожское озеро. Для плана Петра I важно было и то, чтобы повсемѣстно, заграницею, предполагали, что онъ въ Архангельскѣ и долго тамъ останется. По поводу многотруднаго, чисто сказочнаго, плана этого, между прочимъ, приведемъ изъ собственноручнаго письма Петра интересныя свѣдѣнія: «Мы съ обѣими полками только вѣтру ожидаемъ, который получа, пойдемъ на морѣ до Нюхчи, и оттоль, переправимся сухимъ путемъ на Онегу озеро (только 120 верстъ), и изъ того озера Свирью въ Ладогу. Дай, дай, всемилостивый Боже, свое благословеніе милости своей ради! А время лучше стараго: Шведъ конечно французской стороны, за что голландцы и англичане зѣло негодуютъ, и конечно посылаютъ адмирала Шея съ 37 фрегатами въ Зундъ, также и Датской (флотъ). Сію вѣдомость привезъ голландскій конвоиръ. Караваны (эскадры) торговыхъ судовъ ранніе пришли. Англiйскихъ 35 торговыхъ (кораблей), 2 конвоира, одинъ 60, другой 36 пушечный; голландскихъ 51 торговыхъ, одинъ конвоиръ о 30 пушкахъ... мы сегодня пошли въ путь свой. Дай, Боже, счастіе».
Предпринимая такой походъ, Петръ Великій имѣлъ въ виду обмануть непріятеля, который бы не могъ предположить, что возможно осенью съ войскомъ и судами переправиться изъ Бѣлаго моря въ Ладожское озеро. Для плана Петра I важно было и то, чтобы повсемѣстно, заграницею, предполагали, что онъ въ Архангельскѣ и долго тамъ останется. По поводу многотруднаго, чисто сказочнаго, плана этого, между прочимъ, приведемъ изъ собственноручнаго письма Петра интересныя свѣдѣнія: «Мы съ обѣими полками только вѣтру ожидаемъ, который получа, пойдемъ на морѣ до Нюхчи, и оттоль, переправимся сухимъ путемъ на Онегу озеро (только 120 верстъ), и изъ того озера Свирью въ Ладогу. Дай, дай, всемилостивый Боже, свое благословеніе милости своей ради! А время лучше стараго: Шведъ конечно французской стороны, за что голландцы и англичане зѣло негодуютъ, и конечно посылаютъ адмирала Шея съ 37 фрегатами въ Зундъ, также и Датской (флотъ). Сію вѣдомость привезъ голландскій конвоиръ. Караваны (эскадры) торговыхъ судовъ ранніе пришли. Англiйскихъ 35 торговыхъ (кораблей), 2 конвоира, одинъ 60, другой 36 пушечный; голландскихъ 51 торговыхъ, одинъ конвоиръ о 30 пушкахъ... мы сегодня пошли въ путь свой. Дай, Боже, счастіе».
На тринадцати корабляхъ пустился Петръ изъ Архангельска въ море — не гостепріимное и мало знакомое въ той мѣстности, которую царь избралъ исходною точкою похода. Съ Петромъ была значительная свита. Царевичъ Алексѣй Петровичъ также сопутствовалъ отцу. На суда посажены были въ Архангельскѣ четыре тысячи войска, а запасовъ заготовлено было столько, чтобы хватило ихъ на долгую безкормицу. Петръ зналъ, что идти придется по мѣстамъ малонаселеннымъ и трудно будетъ запасаться провіантомъ отъ окрестныхъ жителей. 10 августа 1702 г. флотъ бросилъ якорь у Соловковъ и Петръ рѣшилъ по видимому переждать здѣсь нѣсколько дней ради того, что онъ самъ еще не былъ увѣренъ въ совершенной безопасности высадки на материкъ, ибо Петръ опасался, что шведскій флотъ будетъ угрожать Архангельску и Поморью. Получивъ отъ посланнаго извѣстіе, что море свободно и опасности нѣтъ, въ самый день прибытія этого посланца, Петръ поспѣшилъ въ путь, отплывъ отъ Соловецкаго монастыря къ селенію Нюхчѣ. 16 августа десантъ уже высадился, суда были отправлены назадъ въ Архангельскъ, а при войскѣ остались всего лишь два фрегата. На берегу встрѣтило царя около 5000 народа, согнаннаго съ разныхъ ближнихъ мѣстъ для подмоги войску. Народъ этотъ состоялъ изъ крестьянъ Каргопольскихъ, Онежскихъ и Бѣлозерскихъ. Петръ не терялъ времени; тотчасъ же часть крестьянъ и солдатъ были посланы впередъ рубить просѣку, застилать срубленными деревьями тони и строить мосты на рѣкахъ и ручьяхъ, а остальнымъ приказано было вытащить изъ воды фрегаты и тащить ихъ то на каткахъ, то волокомъ по настланнымъ бревнамъ. По приготовляемой такимъ способомъ дорогѣ, протяженіемъ въ 160 верстъ, Петръ Великій успѣлъ провести войско и протащить 2 довольно большихъ фрегата. Къ каждому судну опредѣлено было по 100 лошадей съ подводчиками, по 100 человѣкъ пѣшихъ. Подобное перетаскиваніе судовъ Петръ Великій видѣлъ въ Голландіи и очень удачно примѣнилъ въ настоящемъ случаѣ. О такомъ событіи въ народѣ посейчасъ существуетъ масса всевозможныхъ преданій. Самая дорога носить названіе «Осударевой дороги». 28 августа 1702 г. Петръ Великій прибылъ въ Повѣнецъ съ войскомъ и фрегатами, которые немедленно же спущены были въ Онежское озеро. Здѣсь же для посадки войска ожидали карбасы. Русскій флагъ весело развивался на этомъ внутреннемъ морѣ. Главное дѣло было сдѣлано, оставалось только разбить оплошавшихъ Шведовъ.
Къ сожалѣнію, до сихъ поръ слѣдъ этой исторической дороги между Нюхчой и г. Повѣнцомъ остается неизслѣдованнымъ и неотмѣченнымъ знаками. Императоръ Александръ I въ 1821 г. имѣлъ намѣреніе лично обозрѣть эту достойную памяти дорогу. Для цѣлей Высочайшаго пріѣзда сдѣлано было мѣстными властями изслѣдованіе, въ какихъ мѣстахъ и какія именно потребуются сооруженія и во что обойдется приблизительная стоимость проведенія дороги. Обслѣдованіе производилось поверхностно, въ зимнее время, когда обыкновенно дороги покрыты бываютъ толстымъ слоемъ снѣга. Высочайшее путешествіе не состоялось, да оно едва ли осуществимо было, судя по затрудненіямъ, представляющимся въ этомъ дикомъ и пустынномъ мѣстѣ. Отъ г. Повѣнца къ Сумскому Посаду часть историческаго пути захватываетъ почтовая дорога, построенная въ 1879 г. на средства Олонецкаго губернскаго земства. Въ 68 верстахъ этотъ трактъ пересѣкаетъ р. Выгъ и на томъ мѣстѣ, гдѣ Петръ I провелъ цѣлый день и ночевалъ (22—23 августа 1702 г.) устроено новое поселеніе и по Высочайшему повелѣнію названо «Петровскій Ямъ», гдѣ открыта почтовая станція и нѣкоторое время находилось волостное правленіе Петровско-ямской волости, переименованной изъ бывшей Выгозерской. Крестьяне Выгозерской (нынѣ Петровско-ямской) волости на мѣстѣ бывшаго «яма» уже съ давняго времени поставили крестъ въ память того, что здѣсь (какъ выразились они въ приговорѣ сельскаго схода) «отдыхалъ батюшка-Царь Петръ Алексѣевичъ, первый проложившій дорогу отъ Бѣлаго моря къ озеру Онегу». Съ проведеніемъ Повѣнецко-Сумской почтовой дороги черезъ рѣку Выгъ, Выгозерскіе крестьяне заявили желаніе соорудить въ новомъ поселеніи часовню во имя апостола Петра, въ память отдыха Петра Великаго, и первые сдѣлали денежное пожертвованіе. По приглашенію бывшаго тогда губернатора тайнаго совѣтника Г. Г. Григорьева, въ помощь крестьянамъ явились извѣстные благотворители Олонецкаго края, вскорѣ сумма пожертвованій, собранныхъ губернаторомъ, достигла 2489 руб. Въ этихъ пожертвованіяхъ соизволили принять участіе Ихъ Императорскія Высочества Великіе Князья Алексѣй, Сергій и Павелъ Александровичи, Константинъ и Дмитрій Константиновичи. Проектъ на постройку этого молитвеннаго памятника, составленный въ 1879 году профессоромъ архитектуры д. с. с. Штромомъ, былъ повергнутъ бывшимъ министромъ внутреннихъ дѣлъ, статсъ-секретаремъ Маковымъ, на Высочайшее воззрѣніе въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича и удостоился утвержденія Его Императорскаго Величества, въ 10 день августа того же года. Въ составленіи проекта дѣятельное участіе принималъ графъ Н. П. Игнатьевъ. Часовня въ русско-византійскомъ стилѣ, какъ разъ отвѣчаетъ взглядамъ мѣстнаго населенія, живущаго по близости извѣстныхъ въ свое время раскольническихъ монастырей Данилова и Лексы. Олонецкое губернское земское собраніе, въ которое были переданы начальникомъ губерніи собранныя имъ пожертвованія, въ виду Всемилостивѣйшаго вниманія къ патріотической мысли о сооруженiи Петровской часовни, приняло на себя постройку и ассигновало изъ своихъ средствъ на строительныя работы 1500 р. и на написаніе иконъ 500 руб. Закладка Петровской часовни была 30 мая 1880 года въ годовщину рожденія Императора Петра Великаго, а освящена часовня въ 1881 году. Въ настоящее время часовня преобразована въ церковь. Утварь и все необходимое пріобрѣтено на средства губернскаго земства. Приспособленiе часовни въ церковь состоялось какъ разъ въ двухсотлѣтнюю годовщину историческаго похода Петра Великаго. Внѣшній видъ часовни, съ преобразованіемъ въ церковь, нисколько не измѣнился.
Въ Повѣнцѣ еще сохранились слѣды пребыванія Великаго преобразователя Россіи, Императора Петра Великаго. Остатки чугунно-плавильной печи Петровскаго завода*) еще посейчасъ видны за рѣкою Повѣнчанкою, на лѣвомъ ея берегу. Невысокія развалины обнесены заборчикомъ, поросли зеленью, и шумливая Повѣнчанка, бѣгущая подлѣ, нарушаетъ ихъ вѣчное молчаніе своею вѣчною говорливостью.
Для Великаго Петра поговорка: «Повѣнецъ — міру конецъ», конечно не существовала, потому что онъ побывалъ на сѣверѣ далеко за этимъ концомъ, да и прибылъ сюда отъ сѣвера неизвѣданною дорогою и неслыханнымъ сказочнымъ способомъ. Между жителями Повѣнецкаго края до сихъ поръ сохранилось такое преданіе: Петръ Великій, отправившись изъ Повѣнца въ августѣ мѣсяцѣ 1702 г., на яхтахъ по озеру Онего, при погодѣ благопріятной, былъ задержанъ подувшимъ вдругъ встрѣчнымъ вѣтромъ, въ полуверстѣ отъ города, у небольшого острова. «Вѣрно Повѣнецкій Петръ сильнѣе Московскаго» сказалъ Государь и, вернувшись въ Повѣнецъ, отслужилъ въ Петропавловскомъ храмѣ молебенъ; послѣ чего вѣтеръ перемѣнился и Царь пошелъ по озеру благополучно. Съ того времени островъ названъ «Воротнимъ» т. е. поворотнымъ. Повѣнецкое городское общество воздвигло на этомъ островѣ часовню во имя св. апостоловъ Петра и Павла и св. Александра Невскаго.
О прибытiи Петра въ Архангельскъ и его шествiи съ войскомъ и двумя судами изъ Онежскаго залива въ Онежское озеро имѣются свѣдѣнiя въ Двинскихъ церковныхъ лѣтописяхъ, собранныхъ и напечатанныхъ Новиковымъ. Подробности объ этомъ пути слѣдующiя:
Августа 6 день (по Юрналу 1702 г. во вторникъ 5-го августа „отъ города пошли на море“), т. е. въ четвертокъ, изволилъ Великiй Государь и съ Благороднымъ царевичемъ итти отъ города Архангельска съ полками на корабляхъ въ море, въ походъ на трехнадесяти корабляхъ съ Боляры и ближними своими полковными и начальными и съ воинствомъ своимъ....
10 августа Петръ прибылъ въ Соловецкую обитель: Прiѣхавъ въ понедѣльникъ того вечера съ корабля, въ шнякѣ благоволилъ съ ближними шествовать въ монастырь. Пребыванiе въ монастырѣ опускаемъ.
За утра 16 числа.... 1 часа дня Великаго Государя на кораблѣ изъ одной пушки, указанной выстрѣлъ былъ, и послѣ выстрѣла на всѣхъ корабляхъ, побравъ изъ моря якори и распустивъ паруса пособнымъ вѣтромъ пошли мимо Заяцкой островъ къ новопостроенному навзморьи у Вардегоры корабельному пристанищу. Сегодня для вечера помощью Бога Всемогущаго Великiй Государь кораблями своими всѣми въ новопостроенное пристанище.., стройнѣ по благополучномъ путешествiи пришествовалъ... со всѣмъ своимъ Христолюбивымъ воинствомъ, Богомъ хранимъ въ добромъ здравiи.
Сего-жъ августа 17 дня.... убравшеся съ кораблей Великiй Государь благоизволилъ путешествовать со всѣмъ воинствомъ своимъ конскимъ путемъ чрезъ Нюхоцкую волость новопостроенною дорогою къ Онегѣ озеру на Повѣнецкiй погостъ лѣсами, мхами и болотами разстоянiемъ отъ Нюхоцкой пристани сто шестьдесять верстъ, гдѣ мосты дѣланы и для той работы были крестьяне Соловецкаго монастыря, Сумскаго острога, Кѣмскаго города, всѣ съ лошадьми и лошади были подъ фурманами; а люди тянули двѣ яхты на себѣ отъ взморья до Повенецкой <Так в подлиннике. Возможно, это опечатка и нужно: Повѣнецкой – ред.> пристани. Съ Повенецкой <Так в подлиннике. Возможно, это опечатка и нужно: Повѣнецкой – ред.> же пристани Великiй Государь шествовалъ на судахъ озеромъ Онегою въ предѣлы Великаго Новгорода и оттуда прiиде съ воинствомъ своимъ на градъ Орѣшекъ, нынѣ переименованный Шлюсельбургъ, и Божiю помощью и Его Великаго Государя, щастiемъ, градъ той взять и побѣда бысть преславная.
Новопостроенная же показанная дорога отъ Соловецкаго монастыря на Повенецкiй <Так в подлиннике. Возможно, это опечатка и нужно: Повѣнецкiй – ред.> погостъ была слѣдующими мѣстами:
Съ Соловецкаго монастыря до Нюхоцкой волости чрезъ море разстоянiемъ 160 верстъ.
Отъ Нюхоцкой волости до Пулозера лѣсомъ и мхами 40 верстъ.
Отъ Пулозера Олонецкаго уѣзда, Выгозерскаго погоста до Вожмосалмы лѣсами-жъ и болотами 40 верстъ.
Чрезъ Вожмосалму былъ живой мостъ въ длину 60 саженъ.
Отъ Вожмосалмы до Выги рѣки лѣсомъ-же 15 верстъ.
Чрезъ Выгу рѣку живой мостъ въ длину былъ 120 саженъ
Отъ Выги рѣки до деревни Телеки, гдѣ были Алексiевскiе заводы лѣсомъ же 25 верстъ.
Отъ Телеки до Повѣнца лѣсами жъ и болотами 40 верстъ.
Тутъ же имѣются четыре рѣки, чрезъ которыя были дѣланы мосты на клѣткахъ.
Итого до Повѣнца отъ Нюхоцкой волости чрезъ показанные мѣста 160 верстъ и вся дорога была мостовая. А нынѣ новая дорога за давностью времени вся запустѣла и лѣсомъ проросла, и мосты всѣ огнили, понеже ѣздоковъ чрезъ то мѣсто никого и никогда не бываетъ, и не то что лѣтомъ, но и зимою не ѣздятъ и дороги никакой не имѣется..."
Ниже представлена некоторая информация о дороге в описании наших соверменников
Воплощение, даже по нынешним меркам небывалого проекта началось в мае 1702 года с … засекречивания операции. Петр 1, как говорят сейчас, ввел высший гриф секретности для операции. По государству разносится слух, что войско петрово идет в Архангельск для защиты поморского берега от нападений Шведов. И ни слова о балтике. В конце мая в Архангельск завершилась переброска войск. 5 июня в Вавчуге на Северной Двине на воду спущены «два малых фрегата «Святой Дух», на нем Памбурх, другой «Курьер», на нем Вальронт». Их размеры достигали 20 метров в длину и 5 в ширину.
Через три дня 8 июня урядникам Преображенского полка М. Щепотьеву и И. Муханову дан «наказ провести зондирование местности для возможной трассе от Городка к Олонцу» «жилыми ли местами иль лесами пойдет дорога «, «ворзможно ли тою дорогою без росчистки проехать конными с телегами, и не будет ли где на переправах через реки и болота какие остановки за мостами».
По всей видимости, наказ был выполнен моментально, ибо уже к первым числам июля около 5 тысяч мужиков из Кеми, Сумского Посада, Нюхчи … были согнаны к месту работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкие и общинники Выговской пустыни. И началась работа по строительству небывалого и дерзкого проекта «Осударевой дороги». Коридор трассы пролегал от Нюхчи до Повенца, проходил в стороне от общитых мест и был азимутным, что привлекло Петра – знатного любителя «першпектив».
Строительство велось с двух направлений навстречу друг другу. Северный участок 94 версты шел от новопостроенной пристани у мыса Вардегоры (ныне Вардия), далее на Нюхчу – старинное поморское село, вдоль Нюхчи до Ветреной горы (по всей видимости отроги Ветреного пояса, сейчас Щепотьева гора), далее гатью до Пулозера, возведение мостов через р. Илеменза (воронья) и Илоза (Сума), мосты через рр. Кукша-Мокса и Нела, рубка просеки до деревни Вожмосалма (ныне затоплена Выгозером, остались одноименные острова). Южный начинался от Повенца, шел строго на север вдоль современного русла ББК, через Волозеро, Маткозеро, Телекино, потом поворачивал на низовья Выга (Петровский ям) – 80 верст.
Дорога строилась не только и не столько для переброски войск, сколько для организации волока двух новоманерных фрегатов. В этом и заключалась изюминка проекта и его загадка (очень рекомендую сходить по ссылке). Ширина просеки и гатей составляла 6,4 метра и была связана с шириной бортов (5 метров), а также с необходимостью ставить в ряд упряжь из 4-6 лошадей.
Для поднятия судов из моря на берег у мыса Вардия была построена пристань. Как именно происходил подъем фрегатов, и был ли сам факт волока, достоверно неизвестно, скорее всего, при помощи традиционной поморской стратегии затаскивание воротом по приливу на гать и дальнейший подъем с помощью лошадей. Так или иначе, поморские крестьяне менее чем за один месяц создали волок. Вырубали просеки, делали подрезку склонов на сельгах, расчищали трассу от камней, готовили гати на болотах, строили мосты. 5 августа Щепотьев сообщает государю «дорога, и пристань, и подводы и суды на Онеге готовы..»
Поднятые на сушу малые фрегаты заключили в клети, приспособления для закрепления киля в вертикальном положении. В них впрягли до 100 лошадей на фрегат, и небывалая операция началась. 16 августа 1702 года армейская группа Петра вступила на Осудареву дорогу и уже 26 августа находилась в Повенце и готовилась к походу через Онего в Свирь, на Ладогу. А 26 сентября появилась уже у стен Нотебурга. И к 11 октября успешно ее овладела. Это была монументальная победа России предопределившая ее экономическое развитие на ближайшее время. Вот так 260 труднейших километров через карельские болота и горы повлияли на весь геополитический расклад в регионе.Специальная экспедиция в Карелию нашла участок так называемой «Осударевой дороги». Легендарный путь от Белого моря до Онежского озера построили во время Северной войны по приказу Петра Первого. Ученые до сих пор не могут объяснить, как всего за 20 дней в тайге смогли прорубить такую дорогу, а также то, как ее использовали потом.
Ответы на многочисленные вопросы сейчас ищут ученые. Главные выводы еще впереди, но уже сейчас ясно: построенная по приказу Петра Первого в 1702 году, эта дорога еще долго служила людям.
Ректор Карельской государственной педагогической академии, кандидат географических наук Сергей Гриппа пояснил: «Если мы встречаем сейчас современные какие-то знаки на этой "Осударевой дороге", то мы можем уверенно говорить: она была востребована!»
Историк Михаил Данков уверен, что «Осударева дорога» скрывает еще много загадок. 18 лет назад он собрал группу единомышленников для ее изучения, и, по его словам, вопросов до сих пор больше, чем ответов. «Трасса расстоянием в 264 километра была возведена менее, чем за 20 суток. Это фантастика!», - напомнил он.
Сегодня, три века спустя, уже трудно себе представить, какая бурная работа кипела тогда в глухих карельских лесах. Но, как полагают историки, именно здесь и прорубалось то самое «Окно в Европу».
Переход, совершенный войсками Петра по этой дороге, позволил нанести в конце лета 1702 года неожиданный и сокрушительный удар по захваченной шведами крепости Нотебург. Так началась череда российских побед в Северной войне, и в итоге изменился мировой порядок.
Вдохновленный дерзким планом российского самодержца, в начале XX века самодержец советский повторил грандиозный замысел Петра. По приказу Сталина здесь же в рекордно короткие сроки был прорыт Беломоро-Балтийский канал. Ценой огромного количества жизней политзаключенных страна Советов получила выход в Северные моря. Но в результате строительства половина Петровской дороги оказалась затопленной.
Сегодня маленькая группа исследователей-добровольцев по крупицам собирает то, что осталось от этой великой истории. Организатор историко-краеведческого проекта «Осударева дорога» Сергей Никулин уверен: «Это памятник, может быть, даже российского национального значения! И он от нас год за годом уходит. Более того, туда вторгаются сейчас новые путешественники на джипах, на каких-то квадроциклах. Они пытаются проехать по этой дороге, а этого делать нельзя».